Борьба с коррупцией
Реестр электронных деклараций был создан практически без участия государственных структур. Его разработку профинансировали за счет целевого взноса из бюджета Дании, за формирование задания отвечал украинский офис Проекта развития ООН.
Запуск реестра сопровождался несколькими громкими скандалами.
Система заработала 1 сентября. Вскоре оказалось, что при передаче управления программно-техническим комплексом Реестра были грубо нарушены нормы законодательства, из-за чего НАПК практически потеряло контроль над изменениями, которые вносились в систему. Ситуацию частично исправило заключение формального договора с госпредприятием, которое приняло на себя функции системного оператора Реестра.
Несмотря на то что функциональность и устойчивость системы постоянно критиковались, Реестр обеспечил завершение первого этапа электронного декларирования. Публикация открытой информации из деклараций депутатов и госслужащих вызвала общественный резонанс.
При этом НАПК оказалось не готово к следующему этапу работы, который подразумевал проверку деклараций, выявление коррупционных рисков и незаконных доходов. В течение последних месяцев 2016-го НАПК не смогло правомерно проверить ни одной декларации.
В то же время НАПК запустило систему финансовой отчетности и определения размеров госфинансирования для парламентских партий.
Макроэкономическая стабилизация
Рост экономики - следствие низкой сравнительной базы после застоя в 2012-2013 годах и обвала ВВП на 7 и 10% в 2014-2015 годах. Для сравнения: огромная экономика Германии в 2016-м выросла также практически на 2%, а рост ВВП Польши ожидался на уровне 3,4%.
Большую часть инвестиций в Украину по-прежнему обеспечивают иностранные банковские группы, конвертируя ранее выданные кредиты украинским "дочкам" в их капитал. Частично поддерживают экономику вливаниями уже работающие здесь инвесторы, преимущественно из аграрного сектора. При этом в общем экспорте Украины аграрная продукция занимает уже 40%. Продукция с высокой добавленной стоимостью практически не экспортируется. Экономика остается слишком зависимой от мировых цен на сырьевые товары.
Радужная статистика, связанная с увеличением зарплат, отчасти объясняется двукратным снижением ставки ЕСВ до 22%. Это позволило предпринимателям вывести часть зарплатного фонда из тени, что и отобразилось в цифрах Госстата. Бизнес действительно начал повышать зарплаты персоналу, но пока достаточно скромно.
По данным Ernst & Young, в первом полугодии 2016-го 74% компаний подняли зарплаты в среднем на 13%, а оставшиеся планировали индексировать их на 10% в течение следующих шести месяцев. Но это всего лишь номинальное увеличение, оно едва покрывает уровень инфляции.
Реформа ГФС
В сводный бюджет Украины в 2016 году поступило 756 млрд грн: почти на 30% - или 171 млрд грн - больше, чем в 2015-м. В правительстве достижение связывают прежде всего с детенизацией экономики. По подсчетам Минэкономразвития, за прошлый год из тени вышло 5% ВВП страны. Даже если так - это всего около 100 млрд грн (из которых лишь часть была бы уплачена в виде налогов). То есть основная причина повышения сборов налогов - инфляция, напрямую влияющая на собираемость НДС и акцизов.
Бизнес видит определенные сдвиги в подходах ГФС к администрированию налогов. Но ведомство Романа Насирова все равно остается самым проблемным для предпринимателей. По данным офиса бизнес-омбудсмена, 49% всех жалоб на госорганы - именно в адрес ГФС. Проблемы с возмещением НДС до сих пор не решены. За прошедший год неоднократно повторялись скандалы с приостановкой возмещения налога в ручном режиме. Последний раз - буквально месяц назад с представителями аграрного сектора.
Вызывает вопросы и обновление штата ГФС. Роман Насиров не раз и не два повторял в своих интервью, что “найти новых профессиональных людей на узкие специальности нелегко” и “многолетняя служба в ведомстве - не признак коррупционера”. На ключевых постах в ГФС остается немало людей, работавших там и до Революции достоинства на формально небольших зарплатах. Что касается выполнения показателей эффективности, то буквально на днях министр финансов Александр Данилюк заявил, что ГФС о них до сих пор не отчитывается. Равно как и недостаточно эффективно борется с конвертационными центрами.
Бюджетная реформа
В конце 2016 года курс доллара резко взмыл вверх. Одна из ключевых причин - непропорционально высокие бюджетные расходы в декабре, создавшие давление на гривню. Практика освоения бюджетных денег в последние месяцы года так никуда и не делась. В спешке теряется и эффективность использования этих средств. Едва ли заметно повышение качества образования или медицины пропорционально возросшим на них расходам.
Правительство делает акцент на ярко выраженных социальных статьях, пытаясь угодить электорату, и практически не уделяет внимания реальным статьям развития - немногочисленным инвестиционным проектам. В конце прошлого года в Минэкономразвития фактически признали провал реализации 10 таких проектов в 2016 году. Среди таковых, к примеру, строительство современного лечебно-диагностического комплекса Национальной детской специализированной больницы "Охматдет” и реконструкция Национального института рака.
Национализация ПриватБанка действительно обошлась без эксцессов - правительству удалось избежать паники среди населения. С другой стороны, для докапитализации финучреждения Минфин выпустил гособлигации на сумму 116 млрд грн, часть из которых уже монетизирована. Банк Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, по сути, спасен за деньги налогоплательщиков. Но вернут ли они деньги в казну? Кредиты, выданные компаниям бывших акционеров ПриватБанка, реструктурированы на 10 лет. О перспективах возврата денег в правительстве предпочитают не говорить.
Приватизация и реформа корпоративного управления
План приватизации не выполняется уже третий год. Цифра 17 млрд грн кочует из бюджета в бюджет, а государственные активы продолжают терять в цене. Вместе с этим предприятия, которые государство выставило на продажу, сотрясают коррупционные скандалы. Одесский припортовый завод, Центрэнерго, государственные облэнерго стали объектами журналистских расследований и фигурантами уголовных дел.
Самый громкий случай - провал приватизации ОПЗ, который с начала года остановил производство.
Едва ли не единственный успех - продажа в самом конце года китайским инвесторам Украинского банка реконструкции и развития. Но и эта сделка до сих пор не завершена.
Правительство действительно ведет работу по улучшению корпоративного управления на госпредприятиях.
Вместе с тем на крупнейших государственных объектах - аэропорту Борисполь, Центрэнерго, Укрспирт и прочих - продолжают работать руководители в статусе и.о. Многочисленные конкурсы заканчиваются безрезультатно.
Как показывает практика, политической воли для изменения ситуации нет.
Реформа энергетического сектора
Повышение цен на газ для населения и предприятий коммунальной энергетики (ТКЭ), а также переход от прямого бюджетного дотирования Нафтогаза к системе субсидирования населения действительно улучшили показатели госхолдинга и снизили давление на бюджет. Тем не менее прибыль Нафтогаза почти на 80% обеспечивают доходы от транзита природного газа через территорию Украины.
Цены на газ для социальной сферы остаются ниже рыночного уровня, что делает убыточным этот сегмент газовой отрасли. Задекларированное приведение цен для промышленности и населения к единому уровню так и не состоялось. Рост цен на газ на европейском рынке в 2017 году, а также падение платежеспособности населения делает маловероятным формирование полноценного газового рынка и в 2017-м. Нафтогаз остается монопольным поставщиком топлива для населения и предприятий теплокоммунэнерго.
Требование Энергетического сообщества отделить деятельность транспортировки газа от других сегментов газового бизнеса будет выполнено только после решения Стокгольмского арбитража по транзитному спору Нафтогаза и Газпрома, которое прогнозируется не раньше июля этого года. Если спор затянется, реформу отложат.
Либерализация рынка электроэнергии также не состоялась. Несмотря на задекларированную цель по отмене перекрестного ценового субсидирования на рынке электроэнергии, разница в тарифах на э/э для промышленности и бытовых потребителей сохраняется на уровне 3-4 млрд грн. Частично это связано с введением формулы “Роттердам+”. По ней в тариф на э/э закладывается стоимость угля в голландском порту с учетом доставки в Украину.
Угольную отрасль реформы и вовсе не коснулись. Введение формулы “Ротердам+” при расчете цен на уголь привело к дополнительным доходам тепловой генерации. Но эти средства так и не пошли на модернизацию угольных предприятий, в том числе государственных.
Транспортная реформа
Реформа железнодорожного транспорта буксует. Перспективы прорыва в 2017 году неочевидны. В ноябре 2016-го комитет Верховной Рады по вопросам транспорта отправил проект закона о железнодорожном транспорте на доработку. Это ключевой документ, разделяющий хозяйственные и регуляторные функции в отрасли.
Основное новшество - допуск частных операторов на рынок тяги, при этом железнодорожная инфраструктура остается в собственности государства. Впервые его представил министр Андрей Пивоварский в мае 2015-го. По сути с принятием этого законопроекта должна была стартовать реальная реформа железной дороги. Не удалось пролоббировать важный для отрасли закон и преемнику Пивоварского Владимиру Омеляну. Поэтому созданное в начале 2016 года ПАО Укрзализныця продолжает работать с новым менеджментом, но в старых условиях.
В авиации пока также нет особых успехов. Соглашение о Совместном авиационном пространстве с Европой постоянно переносится, его перспективы туманны. Наши чиновники винят в этом европейскую сторону.
Реформа аграрного сектора
Доступ к кредитованию аграриев в 2016 году был фактически заблокирован, а льготные кредиты на незначительные суммы смогли получить лишь отдельные “избранные” агрокомпании. Несмотря на отсутствие кредитования, аграрии смогли показать урожайный рекорд, собрав 64 млн т зерна. Однако сложности с обеспечением их ресурсами (семена, удобрения, средства защиты растений, техника) не гарантируют повторения результата.
Сертификация зерна и контроль за эпизоотической ситуацией, как, впрочем, и за карантинными организмами, - пока еще слабые места в украинском АПК. Ведь Госпродпотребслужба, заменившая сразу пять контролирующих органов, на протяжении года практически не была сформирована и не получала финансирования.
Земельная реформа провалена. Мораторий на продажу сельхозземель и не снят. Законопроект об обороте земель сельхозназначения все еще находится в разработке.
Реформы в социальной сфере
Система субсидий себя не оправдала - у потребителей на счетах сформировался профицит начисляемых государством компенсационных средств. Сейчас субсидии получает около трети населения, но существует проблема с тем, как они оформляются: не все получатели субсидий имеют реальный доход, соответствующий требованиям к начислению субсидий.
В связи с повышением минимальной зарплаты многие предприятия переводят сотрудников на неполный рабочий день, либо же перераспределяют пропорцию белой и серой зарплат. При этом на работодателей увеличилась налоговая нагрузка - весь ЕСВ платится исходя из официальной зарплаты.
Пенсионной реформы украинские пенсионеры пока так и не дождались. Причина - несогласованность позиций украинской стороны и МВФ. В украинской системе здравоохранения царит хаос - и.о. министра Уляна Супрун не находит поддержки ни среди коллег-докторов, ни среди чиновников.
Реформирование системы образования начато, однако эффективность такой реформы под вопросом - коррупция в системе образования, неэффективность формирования госзаказа для вузов не гарантируют качественного обновления кадров.