Чтобы преподавать в школе, теперь не обязательно быть учителем. Достаточно иметь высшее образование, глубокие знания по какому школьного предмета, лидерские качества и много вдохновения.
9 февраля в Украине стартовала программа "Учи для Украины", в рамках первого этапа которой 40 отобранных специалистов различных направлений после специального обучения преподавать в 5-11 классах школ, которые наиболее в этом нуждаются, в течение 2 лет.
Поскольку участие в программе предусматривает переезд к месту расположения школы, участники будут получать, кроме зарплаты учителя, дополнительную стипендию, а также иметь постоянную поддержку менторов.
Сначала проект будет реализовываться в трех областях - Киевской, Харьковской и Львовской, примерно по 13 участников на регион.
Инициатор программы - общественная организация "Учи для Украины", которая сотрудничает с международной сетью "Teach For All", а также подписала меморандум о сотрудничестве с Министерством образования и науки.
Уровень образования в украинских школах очень разнится. Например, выпускники сельских школ хуже составляют ВНО, чем выпускники городских, а в обычных школах, даже в Киеве, ситуация хуже, чем в лицеях и гимназиях.
При этом даже в успешных с точки зрения ВНО школах существуют проблемы в отношениях между детьми и преподавателями, между преподавателями и родителями и т.д.
Профессия учителя нельзя считать престижной, на педагогические специальности поступают абитуриенты с низкими баллами ЕГЭ, многие из которых просто не смогли попасть на другие специальности, а не сознательно выбрали путь учителя.
Цель программы - привлечь к преподаванию мотивированных высококлассных специалистов, которые действительно хотят на 2 года посвятить себя детям, дать им соответствующие возможности и стимулы, и дать детям доступ к таким учителей, независимо от престижности школы и ее расположения.
Первой подобной программой в мире стала "Teach For America", основанная 25 лет назад. Сейчас сеть "Teach For All" объединяет 42 страны, во многих из которых ситуация с образованием значительно лучше, чем в Украине - США, Великобритания, Германия, Франция, Швеция, Испания, Бельгия, Израиль, Япония, Китай и другие.
В мире давно поняли, что невозможно создать качественную систему образования, не привлекая хороших учителей.
Директор ОО «Учи для Украины" Римма Эль Джувейди приводит исследование образовательных систем, проведенное McKinsey & Company в 2006-2007 годах. В нем изучались лучшие школьные системы по международному рейтингу PISA, а также системы, в которых показатели успеваемости учащихся растут очень быстро.
"Это исследование показывает, что основной фактор успешности школьных систем - это та роль, которую они предоставляют учителю. Потому что ни одна система образования не может быть качественной, чем качество учителей, работающих в этой системе.
Эти школьные системы делают особый акцент на том, каких людей они привлекают к профессии, которую подготовку они им предоставляют, а также на том, чтобы каждый ребенок имел доступ к качественному образованию ", - говорит Римма.
Заместитель министр образования и науки Павел Хобзей, присутствовавший на мероприятии, также отметил, что роль учителя является ключевой в системе образования.
"Сейчас я даже не могу сказать, что люди чувствуют те изменения начальной школы, которые мы провели. Потому что все зависит от учителя", - констатирует он.
По мнению Хобзея, изменить украинские школы могут люди, которые приходят извне системы.
"Как сменить школу, которая существует 40-50 лет, с теми же учителями? Это возможно, только если придут агенты изменений, которые смогут ее расшевелить.
В каждом коллективе есть люди, которые активны, креативны. Но они не могут выиграть этот поединок с системой: "Тебе что, больше всех надо? Тебе что, за это больше заплатят?" И часто мотивация к изменениям угасает ", - говорит замминистра.
Он также отметил, что руководители департаментов образования в тех трех областях, в которых будет реализоваться первый этап программы, очень приветствуют этот проект.
Организаторы проекта сейчас определяются с конкретными школами в Киевской, Харьковской и Львовской областях. Преимущественно речь идет о сельских школах.