Российских ритейлеров в Украине становится все меньше. С начала 2016 года с рынка ушли три известных российских бренда одежды и обуви. Еще один находится в процессе банкротства. Оставшиеся на рынке российские сети практически не развиваются. Европейские ритейлеры, напротив, готовы к открытию новых магазинов. На процесс влияет частичный отказ украинцев от российских товаров и плохое финансовое состояние центральных офисов торговых компаний.
В 2016 году украинский рынок покинули несколько российских ритейлеров, самые известные - Kira Plastinina и обувная сеть Centro.
Также в регионах закрылись магазины BeFree российской компании Melon Fashion Group. "В июле 2016 года стартовал процесс банкротства украинского представителя Carlo Pazolini - бренд проходит через тот же процесс в России", - сообщила Весна.
Российские сети так и не смогли прижиться в Украине. Еще в 2008-2009 годах свои магазины закрыли О’кей, Патэрсон и Вестер. В 2014 году от украинского подразделения - сети Перекресток - отказался последний работающий в стране и второй по величине российский ритейлер X5 Retail Group Михаила Фридмана. Все магазины сети купила днепропетровская сеть Varus.
Бизнес в Украине свернули и некоторые рестораны. Осенью прошлого года свое последнее заведение T.G.I. Friday’s закрыла компания Росинтер Ресторантс, а в конце мая рынок покинула сеть ресторанов японской кухни Якитория.
Также на продажу выставлен российский Кофе Хауз.
Почему же российские ритейлеры решили уйти? Украинцы приобретают меньше товаров в магазинах под российскими брендами по сравнению с другими, говорит директор департамента торговой недвижимости консалтинговой компании Colliers International (Украина) Наталья Кравец. "За десять месяцев продажи сократились на 15%, а наши магазины регулярно попадают в список тех, против кого был организован бойкот", - разводит руками директор российской сети, пожелавший остаться неназванным.
Главная причина - финансовые проблемы материнских компаний. Например, в этом году сеть Kira Plastinina, основанная экс-председателем совета директоров компании Вимм-Билль-Данн Сергеем Пластининым для дочери Киры, отказалась от собственных торговых точек в России и продала их своим франчайзи. Торговые центры пытаются через суд вернуть с компании долги за аренду площадей - почти $700 тыс.
Закрытие крупнейшей украинской сети магазинов ЦентроОбувь и Centro также может быть связано с проблемами материнской компании. Ее долги оцениваются в $440 млн, а основатель бизнеса Сергей Ломакин покинул территорию России.
В условиях кризиса ритейлеры стараются сконцентрироваться на родном для себя российском рынке и отказываются от бизнесов в других странах.
Сейчас в Украине осталось не так много российских ритейлеров - Спортмастер, Ostin, Gloria Jeans, Bosco Sport, Incity, а также обувная Kari. "Большая часть из них или не открыла ни одного нового магазина в этом году, или открыла сравнительно мало", - уточняет эксперт. Место россиян занимают европейские и турецкие ритейлеры. По итогам этого года, в Украине откроются магазины 23 новых сетей.