Несмотря на открытие зоны свободной торговли с ЕС, украинские производители лекарств не смогут беспрепятственно начать продавать свою продукцию на западных рынках. Это связано с особенностями регулирования фармацевтической сферы Евросоюза. О том, почему отечественному бизнесу будет трудно адаптироваться к европейским реалиям, рассказал в статье для Forbes Глеб Загорий – совладелец фармацевтической фабрики «Дарница» и депутат Верховной Рады.
По словам эксперта, поток импортных лекарств в Украине на порядок выше, чем объем экспорта отечественных препаратов в ЕС. Такое положение вещей на руку ключевым игрокам фармацевтического рынка – они не намерены менять правила игры и в дальнейшем гармонизировать сферу обращения лекарственных препаратов в соответствии с европейскими законами. В качестве наглядного примера Глеб Загорий приводит поэтапное введение лицензирования и инспектирования ввозимых из-за границы лекарств. Эта модель была заимствована у коллег из ЕС, но вызвала множество проблем. Большая часть импортеров отказывается брать на себя ответственность за оборот и ввоз в Украину продукции, как это указано в европейском законодательстве. Эта позиция сформирована на основании интересов профильных индустриальных ассоциаций, которые жаждут сверхдоходов от импорта и сохранения старых коррупционных схем.
По словам Глеба Загория, одной из таких схем является практика проведения госконтроля качества во время ввоза заграничных лекарств в Украину. Эта процедура является почвой для проворачивания коррупционных действий и лоббирования сохранения функции регистратора за Минздравом и «Государственным экспертным центром».
В итоге фармацевтический рынок страны испытывает целый ряд сложностей. В частности, имеет место непрозрачное ценообразование, в связи с чем украинцы чрезвычайно переплачивают за импортные медикаменты. На рынок по непрозрачным процедурам допускаются медицинские изделия и препараты. При этом дальнейшая гармонизация отечественного законодательства с европейским упорно саботируется, считает Глеб Загорий, а импортеры продолжают лоббировать свои интересы, получая сверхприбыль. Депутат отмечает еще одну важную проблему: качество лекарств остается сомнительным, и в их числе немало фальсификата.
В 2015 году процесс имплементации европейского фармацевтического законодательства в национальное был фактически прекращен, и нормы, призванные защитить производителя и пациента, не вступили в силу. Эти инициативы гарантировали не только доступность безопасных и эффективных препаратов, но и обеспечивали равные условия для отечественных и заграничных производителей.
В частности, Глеб Загорий упоминает строгую процедуру допуска на рынок и унификацию административных процедур. Данный документ был крайне важен, так как позволил бы нашей стране в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС заключить договор о взаимном признании результатов контроля качества и инспектирования производств. Но в настоящее время, по словам депутата, это соглашение работает в одностороннем порядке. Таким образом, Украина открывает рынок для западных производителей, отменяя регуляторные барьеры, а европейские государства не спешат предпринять ответные меры в отношении украинских фармацевтических предприятий, которых в стране 117. Для этих компаний сейчас доступ на рынок ЕС закрыт.