Совладелец крупнейшей украинской фармацевтической фабрики, ученый и народный депутат Глеб Загорий в недавнем интервью изданию «Новое время» рассказал о ситуации, которая сложилась на отечественном рынке лекарств, а также поделился мотивами своего прихода в политику.
Отвечая на вопросы журналистов о специфике закупок в фармацевтике, Загорий отметил, что он полностью поддерживает курс на прозрачные закупки, однако внедрению их, как и всех реформ в целом, мешают некоторые действия Минздрава. Политик имеет в виду попытки ведомства управлять государственными компаниями (спиртзаводы, предприятия по производству инсулина, санатории) и средствами для строительства и реконструкции таких проектов, как ОХМАТДЕТ. «Минздрав должен устанавливать правила. Если убрать все, что касается финансов, тогда у нас шанс есть», – отметил Глеб Загорий.
По мнению совладельца «Дарницы», Украине стоит задуматься о повторении опыта развитых стран. Речь идет о принятии на законодательном уровне нормы, которая упростит доступ на рынок препаратов, зарегистрированных в соответствии с централизованной европейской процедурой.
Комментируя сложности поставок импортных препаратов в Украину, народный депутат пояснил, что за либерализацией любого слаборазвитого рынка (каким и является отечественный) следует большая зависимость от импорта и собственно уничтожение этого рынка. При этом 65% средств уходят за рубеж.
В то же время, по мнению Глеба Загория, у Украины есть уникальная возможность снизить уровень зависимости от импорта, ведь в составе Советского Союза она являлась центром фармацевтической промышленности. «Нам нельзя терять такое положение», – считает политик.
В интервью также поднимался вопрос о зарегулированности отечественного фармацевтического рынка, и Загорий назвал данный тезис мифическим и выгодным лишь для тех, кто жаждет получить бесконтрольный доступ к этому рынку.
Совладелец «Дарницы» обращает внимание на тот факт, что в текущем году на телевизионную рекламу лекарственных препаратов будет потрачено более 7 млрд гривен, что составляет около 15% стоимости всего рынка. Таким образом, почти половина цены препарата – это затраты на рекламу. «Вы понимаете, что все это потом закладывается в цену продукта и оплачивается пациентом?… Почему украинские лекарства не продаются в Европе?», – задает вопрос политик, тут же отвечая на него.
Дорога для украинских препаратов в ЕС закрыта, так как эти рынки являются сложными и предусматривают единый свод законов. Обеспечение граждан медикаментами представляет собой вопрос национальной безопасности для Европы. «Его регулируют, как ядерное топливо», – проводит параллель Загорий, добавляя, что ввозимые в Украину лекарства из ЕС, несмотря на их высокое качество, все же стоит тщательно проверять. Однако политик убежден, что зафиксированные в единой централизованной системе регистрации ЕС препараты стоит передавать украинским пациентам по ускоренной процедуре. Но остальные медикаменты следует проверять, как в свою очередь и страны Запада поступают с импортными средствами. Европа проверяет ввозимые препараты трижды, и это занимает 2,5 года. «И они правы, ведь должны быть уверены в качестве продукции, – отмечает Глеб Загорий. – Вопрос: почему тогда в Украине можно привозить что-то просто так?».
Депутат также поделился с журналистами мотивами, которые привели его к политической деятельности. Как деятельный человек он не боится трудностей и осознает, что бизнесмену войти в политику гораздо сложнее. Решение стать депутатом он принимал вместе с семьей. «Мы хотим внести свой вклад в изменения в стране и не собираемся никуда ехать».