Украина нуждается в новой эффективной модели здравоохранения, и пока та не будет найдена, дальше разговоров о реформах дело не продвинется. Об этом идет речь в статье Глеба Загория для «Нового времени». Народный депутат Украины, совладелец «Дарницы» и доктор наук описывает ситуацию, которая на данный момент сложилась в сфере охраны здоровья.
Глеб Загорий отмечает, что реформа стартовала, но конкретных нововведений, дающих положительный результат, так и не произошло. Эксперт сравнивает это с лодкой, оттолкнувшейся от берега, но держащей курс в непонятном направлении. Так, Гослекслужба Украины была ликвидирована, однако ее альтернатива – Госслужба по контролю лекарств и наркотиков – по-прежнему не начала работу. Из-за отсутствия проверок не на кого возложить ответственность за качество медикаментов. Теперь за это отвечают только производители лекарств, что неправильно, убежден эксперт.
По мнению депутата, в этой неопределенности есть положительный момент: можно осмыслить нынешнее положение и определиться «куда грести дальше». Однако ни пациенты, ни врачи, ни фармацевтические компании не выигрывают от этого.
Минздрав Украины представляет собой советский пережиток, который вроде бы имеет возможность полностью контролировать систему здравоохранения страны, но не делает этого. Глеб Загорий предлагает обратить внимание на опыт сран Запада, и хотя он является противником слепого потакания требованиям ЕС, все же признает – у европейцев есть чему поучиться.
Первой эксперт рассматривает систему здравоохранения Франции, которая признана ВОЗ одним из мировых лидеров в области медицины. Здесь наблюдается максимальный контроль со стороны государства. Страхованием занимаются частные фонды по месту работы, но их деятельность жестко регламентирована. Глеб Загорий сравнивает оплату страховки во Франции с украинскими коммунальными платежами: деньги поступают на счет поставщика услуг, однако тарифы строго определены регулятором.
Таким образом, 99% граждан Франции получают медицинские услуги, а государство в целом тратит на медицину около 11% ВВП. Каждый француз отчисляет на оплату страховки в среднем 18,8% своего заработка, причем с каждым годом стоимость страховки повышается.
В прошлом году президент Франции объявил о реформе здравоохранения, что было встречено гражданами и врачами с большим недовольством. По мнению депутата, для Украины как для страны со слабой экономикой это пример, что излишнее количество полномочий Минздрава является тупиковым путем, так как ни граждане, ни страна в целом не способны справиться с таким финансовым бременем.
Затем автор обращает взор на американскую модель, которая в корне отличается от французской. Здесь система здравоохранения максимально дерегулирована и, можно сказать, отдана в руки страховых компаний.
По этой причине медицина привлекает внимание инвесторов, так как конкуренция за предоставление наилучших услуг очень высока. В то же время государство никак не регулирует цены, из-за чего значительная часть граждан США лишена медицинской помощи. И хотя государство создало множество программ для социально незащищенных категорий, список доступных услуг для них все равно ограничен.
47 млн граждан – такую цифру приводят наиболее активные противники американской системы здравоохранения, говоря о числе людей, лишенных возможности получить медицинские услуги. В то же время США тратит на медицину больше, чем другие страны.
По мнению Глеба Загория, такая модель помогла бы снять нагрузку с украинского бюджета, однако реализовать ее в нашей стране будет практически невозможно, так как по данным ООН, 80% украинцев живут за чертой бедности. Радикальное сокращение роли государства в регулировании медицинской сферы без предварительных экономических реформ – это большой риск.
Интересен и опыт Испании, где удалось сохранить государственный контроль над здравоохранением, но провести децентрализацию. Вопросом предоставления медицинских услуг занимаются власти 17 регионов страны, причем медицинскую помощь получают 98% граждан. Как правило, страховка включает в себя самые востребованные услуги.
Центр предоставляет регионам гранты, а местные власти сами решают, как расходовать эти средства. Примечательно, что согласно результатам опроса, проведенного Disney et al., Impatient for Change, 60% испанцев довольны эффективностью такой системы здравоохранения.
Говоря о курсе, который следует взять Украине, Глеб Загорий отмечает, что решить проблему некачественной медицины может помочь постепенное сокращение полномочий государства в этой сфере наряду с децентрализацией. Также стоит начать приватизацию предприятий. Функция регулятора должна остаться на Минздраве, но ведомство не может быть одним из игроков на рынке медицинских услуг, который управляет госпредприятиями и осуществляет госзакупки. Из-за этих серых зон Минздрав имеет возможность создавать коррупционные схемы и злоупотреблять бюджетными средствами.
По мнению автора, подобные меры позволят отечественной сфере здравоохранения перебраться на другой берег, а не бесконечно взмахивать веслами.