Телевизионный эфир заполнен рекламой различных лекарственных средств, а также биологически-активных добавок (БАД). Журналисты «Главкома» выяснили у доктора наук, совладельца «Дарницы» и народного депутата Глеба Загория, чем отличаются эти добавки от лекарств, и как регулируется их продажа украинцам.
По словам эксперта, БАД активно рекламируются как в нашей стране, так и за рубежом, и их нельзя сравнивать с медикаментами. Эти товары представляют совершенно разные категории, и на цивилизованных рыках регулирование их продаж возложено на разные директивы и законы.
В Украине же препараты, которые еще вчера были лекарствами, сегодня продаются как БАД. Глеб Загорий считает, что это связано со слабым контролем государства в данной сфере. В настоящее время существует схема, по которой можно «переделать» лекарство в БАД: процедура регистрации упрощена и ускорена, а проверка – довольно поверхностна. При этом в цену биологически активной добавки закладывается полная ставка НДС, так что потребителю приходится переплачивать. По мнению Глеба Загория, претензии на этот счет стоит предъявлять не нерадивым бизнесменам, стремящимся нажиться на покупателях, а государству, которое не осуществляет регуляцию должным образом.
Депутат привел пример того, как обычная БАД стала лекарством, чтобы избавиться от ставки НДС в 20% (до недавнего времени лекарства имели нулевую ставку).
Речь идет о морской воде, которая применяется в качестве назальных спреев. Сейчас в аптеках можно найти до тридцати наименований этого продукта, который даже не является стерильным, однако классифицируется как лекарство. Глеб Загорий говорит, что не понимает, как государство позволяет работать подобным схемам. По его словам, вопросы следует задавать Государственному экспертному центру при Минздраве.
На вопрос о том, производит ли какие-то биологически активные добавки фабрика «Дарница», совладельцем которой является Глеб Загорий, он ответил, что компания работает совершенно в другом секторе – больничном. Предприятие выпускает огромное количество препаратов, которые ежедневно используются для проведения операций. В целом «Дарница» производит стерильные медикаменты в виде физрастворов, ампул и стерильных антибиотиков. Что касается специализации портфеля компании, то он заточен под неврологическую и кардиологическую области.
Эксперт также пролил свет на секрет популярности «Цитрамона-Дарница», который активно рекламируется, в том числе – по телевизору. Ранее в интервью Глеб Загорий рассказал, что траты на ТВ-рекламу лекарств закладываются в аптечную цену препарата, и на них приходится 30% стоимости. Однако «Цитрамон-Дарница», как заверяет совладелец компании, рекламировался недолго, и исключительно для информирования покупателей, а не завлечения новых пациентов.
Глеб Загорий подчеркивает, что данный препарат хорошо зарекомендовал себя на рынке, став практически нарицательным. Рецептура не менялась 10 – 15 лет – компания не пыталась удешевить лекарство, поэтому его качество много лет остается высоким. «Цитрамон-Дарница» занимает большую нишу и не нуждается в ее расширении, поэтому рекламная кампания на ТВ была недолгой.