Китайский лидер Си Цзиньпин, получив возможность править в Китае бессрочно после того, как недавно, в марте 2018 г., депутаты Всекитайского собрания народных представителей (парламент Китая) одобрили поправку к конституции, отменяющей ограничение полномочий председателя и вице-председателя КНР двумя пятилетними сроками, вместе со своей командой решился на выкуп компании под названием «Китай». Что это означает для мира в целом и для Украины в частности? – об этом мы поговорим с известным экспертом по экономическим вопросам, гендиректором, владельцем компании Concorde Capital Игорем МАЗЕПОЙ.
– Китай, несмотря на его претензиозность в плане мирового экономического господства, всё-таки остается для многих по-своему загадочной страной, а иногда логику тех или иных событий вообще трудно понять. Одни из последних шагов китайской власти, пытающейся решить накопленные проблемы, вызывают интерес и порождают …новые вопросы, в том числе и касающиеся нашей страны. Похоже, система управления государством в Китае устарела, и господин Си решился на кардинальные шаги.
Ваше мнение, Игорь Александрович, как эксперта: в чем логика и как понимать действия китайского лидера и его команды в решении важных экономических стратегий?
– Всё довольно-таки логично, если посмотреть на вещи под другим углом, представив Китай большой публичной корпорацией со множеством акционеров, которые ждать не хотят, а желают получить быструю прибыль и ставят соответственно определенные задачи руководителям в этом направлении. Руководство компании вынуждено фокусироваться на краткосрочных производственных показателях. А это зачастую идет в ущерб долгосрочным ориентирам. К тому же, надеясь на быстрое продвижение по служебно-карьерной лестнице, «менеджеры» подразделений ведут агрессивную борьбу за достижение самых важных – ключевых показателей эффективности (КРI), при этом очень часто подавляя или игнорируя разработки и полезные инициативы других «компаний-конкурентов».
Вследствие этого, компания движется «не туда», используются неэффективно ресурсы, а бизнес, может, и идет вгору быстро, но становится непредсказуемым и плохо управляемым. Накапливаются долги, которые тоже растут вместе с бизнесом.
Одним из методов «лечения» в таких случаях является выкуп компании менеджментом. Это позволяет руководству компанией сделать передышку, взяв паузу, откорректировать многое и перейти в другой формат. В результате компания может отказаться от развития менее эффективных, не имеющих перспектив, или слишком затратных подразделений, сосредоточиться на качественном долгосрочном росте.
– Таким образом, у выкупленной компании появляется второе дыхание, растет её стоимость…
– Я бы даже сказал – новое дыхание. Компания становится более устойчивой и может вернуться на публичный рынок, осуществив IPO.
– Сам факт проведения IPO для компании обычно очень позитивен, ведь это означает, что она достаточно выросла, чтобы претендовать на привлечение капитала подобным способом, ведь к нему прибегают только тогда, когда нужно действительно много денег на масштабное расширение.
– Безусловно, это очень важно. Кроме того, публичные компании привлекают куда больше внимания, что облегчает им найм персонала и процесс маркетинга. Правда, есть и ряд недостатков IPO – это внимание со стороны регулирующих органов, которое становится более пристальным к компании после выхода на биржу (существует большое количество требований как государства, так и самих биржевых площадок, которые компании, торгующиеся на них, должны исполнять. В частности, это касается выпуска финансовой отчетности. Кроме того, основатели компании не всегда могут после IPO сразу продать свои акции и стать миллионерами, поскольку это может снизить их курс и капитализацию бизнеса.
Но мы же сейчас не углубляемся в эти процессы (тем более, что «компания» в нашем случае – это и есть само государство!), а пытаемся выстроить логическую цепочку, почему команда Си Цзиньпиня решилась именно на такой выкуп компании под названием Китай.
В недавнем прошлом несколько групп руководителей вели борьбу друг с другом, желая подняться по карьерной лестнице при очередной смене власти. И это понятно. После утверждения планов KPI на очередную пятилетку функционеры в различных провинциях Китая начинали искать пути «выполнить и перевыполнить», для чего осуществляли грандиозные, но не очень практичные и целесообразные проекты.
Такая система «корпоративного управления» Китаем и мотивации руководителей его подразделений стала приводить к различным перекосам, тормозить рост прибыли и даже загнала экономику в долги.
Теперь же, в рамках реструктуризации экономики, может быть усилен акцент на долгосрочные и более мягкие показатели, такие, как экология и эффективность использования ресурсов. Разумеется, Си Цзиньпин и его команда должны будут упорно и осмотрительно работать, чтобы обслуживать и вернуть полученный для «выкупа» кредит доверия. Причем не только этот виртуальный кредит, но и вполне реальные долги, которыми экономика Китая обросла в течение пятилеток экстенсивного роста.
Но тем большей будет отдача, если консолидировавший власть «менеджмент» успешно приведёт Китай к следующему этапу его «корпоративного развития», достижению более устойчивого, качественного роста. В идеале – через несколько пятилеток Си или его преемники выведут Китай на «IPO» в виде перехода к выборной демократии.
– Конечно, ждать «несколько пятилеток»… Довольно длительный срок. На что можно надеяться уже в ближайшем будущем, в чем все же интерес и выгода Украины в этом случае?
– Последние действия китайской власти свидетельствуют о том, что свои дивиденды получит и Украина – в горно-металлургическом секторе. Дело в том, что для обеспечения грандиозных проектов стройматериалами в Китае проектировались металлургические мощности, которые в итоге оказались «избыточными» и убыточными (региональных лидеров это заботило мало – они просто перевыполняли планы). В итоге Китай стал экспортировать лишнюю сталь, понижая мировые цены и делая их менее предсказуемыми.
С новой структурой «корпоративного управления» и акцентом на экологию, прибыльность и уменьшение долгов, количество работающих сталеплавильных комплексов в Китае должно уменьшиться. А оставшиеся предприятия увеличат загрузку и прибыль, повысят спрос на более качественное и чистое железорудное сырье. Таким образом, цены на качественную украинскую руду вырастут, а мировые цены на сталь будут более стабильными.
Анна ГОРНОСТАЙ