Об этом сообщает Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) на своем сайте.
«84% кредитного портфеля юридических лиц банка – инсайдерские, 85% ценных бумаг – «мусорные», – говорится в сообщении.
По информации ФГВФЛ, несмотря на то, что «на бумаге» стоимость активов банка, включенных в ликвидационную массу, составила 8,13 млрд грн, независимые лицензированные оценщики оценили их в 2,65 млрд грн. При этом по сумме утвержденных акцептующих требований кредиторов банк является одним из крупнейших, в которых начата процедура ликвидации – 6,15 млрд грн.
«Сегодня Фонд подал 66 заявлений о совершении уголовных преступлений, направил 220 исковых заявлений и открыл 270 исполнительных производств, в том числе с целью возврата выведенных ТОП-менеджментом банка активов», – сообщает ФГВФЛ.
Согласно его данным, кредиты составляют 52% в структуре активов банка на сумму 4,305 млрд грн. Из них абсолютное большинство (93%) – кредиты юридических лиц. Несмотря на то, что «на бумаге» стоимость кредитов корпоративных клиентов составляет 4,006 млрд грн, их независимая оценка почти в пять раз меньше – 834,36 млн грн.
Среди причин, влияющих на рыночную стоимость кредитов, Фонд гарантирования называет их низкий уровень обслуживания и малоликвидные залоги. Так, кредиты, выданные связанным с банком компаниям, составляют более 84% кредитного портфеля юридических лиц (на сумму 3,38 млрд грн). Однако заемщики не обслуживают свои договоры с момента признания банка неплатежеспособным, несмотря на то, что ведут активную хозяйственную деятельность.
Почти половина кредитного портфеля корпоративных клиентов банка является фактически необеспеченной: кредиты на 1,068 млрд грн выданы под залог «мусорных» ценных бумаг, еще на 570 млн грн – под залог имущественных прав по контрактам или договорам поручительства, либо изначально были беззалоговыми.
По данным Фонда, за несколько дней до введения временной администрации (в период с 30 марта по 4 апреля 2016 года) руководство и акционеры банка через схемы свернули задолженность ряда связанных юридических лиц и высвободили из-под залога высоколиквидное обеспечение стоимостью почти 1 млрд грн.
Почти четверть активов банка на сумму 1,868 млрд грн – -это долговые ценные бумаги связанных с банком компаний. Несмотря на то, что между банком и эмитентами облигаций были заключены договоры обратного выкупа, по состоянию на январь 2017 года эти обязательства не выполнены. При этом 85% облигаций (на почти 1,6 млрд грн) – необеспеченные. Выпуск облигаций проводился под инвестиционные проекты.
«Впрочем, существуют обоснованные основания предполагать, что планов реализовывать эти проекты не было, зато имела место схема вывода средств банка», – отмечает Фонд.
ФГВФЛ добавляет, что попытки вывода активов из банка продолжаются. Сейчас существует риск вывода активов банка на 250 млн грн.
Как сообщалось, основной причиной неплатежеспособности банка НБУ и киевские власти назвали нежелание других акционеров вкладывать в его докапитализацию, общие потребности в которой НБУ по итогам стресс-тестов оценил в 1,25 млрд грн до июня 2017 года, в том числе 600 млн грн – до 1 мая 2016 года.
Согласно последней структуре собственности банка, его крупнейшими совладельцами выступают Андрей Иванов (37,44%), Николай Солдатенко (24,24%) и Киевская горгосадминистрация (25%).
А.Иванов является младшим партнером «Киевской инвестиционной группы», Н.Солдатенко – экс-совладелец « Запорожстали», миноритарный акционер Индустриалбанка.
Согласно данным на сайте НБУ, по состоянию на начало 2015 года В.Хмельницкий и его бизнес-партнер А.Иванов владели соответственно 61,8% и 30,85% в компании Safety Privatstiftung, которая через цепочку других компаний контролировала 37,4427% банка « Хрещатик». Однако к 8 марта 2015 года опосредованное участие В.Хмельницкого в капитале банка сократилось до 0,0628%, к началу 2016 года – до 0,06%, а к 18 февраля он окончательно вышел из состава бенефициаров финучреждения.