Лента новостей

16:55
Сароян Сергей
14:27
Харакоз Валерій Федорович
11:41
Кого россияне хотели поставить у власти, если бы захватили Украину
17:52
С помощью денег мелких инвесторов, Игорь Мазепа планирует строительство посёлка под Киевом
17:38
ООО Concord Consulting объявило цену на ЧАО "Президент-Отель".
17:13
Війна війною, а схеми за розкладом - Данилюк
16:58
Давид Сакварелидзе: Вчера Украина, по сути, выиграла, а Путин проиграл.
18:41
Давид Арахамия про очередные обстрелы на Донбассе и эвакуацию граждан России.
18:05
Железняк: "С 5 марта обязательны токены для всех, вместо текущих электронных подписей."
14:42
Коломойский: Я уверен, что Приватбанк мы себе вернем
14:39
Канада даст Украине летальное оружие и кредит почти на 400 млн долларов
14:37
Госдеп США рекомендовал американцам выехать из Беларуси
14:36
Минобороны РФ сообщило, что возвращает на базу подразделения двух военных округов
14:34
Госдума попросила Путина признать ОРДЛО
15:35
Альфонс украинской политики - Алексей Паращенко.
13:26
2+2: Ігор Мазепа про гвинтокрили, ранкову "десяточку" та свої екстримальні захоплення
21:50
Мазепа про уникальные качества новых бизнесменов
21:36
Игорь Мазепа: зачем мы создаем нового авиаперевозчика?
21:18
Байден поговорит с Зеленским перед разговором с Путиным
15:58
Игорь Мазепа учредил премию Mazepa Awards для стартапов и инвесторов
Все новости
» » Итоги первого года работы НАБУ

Итоги первого года работы НАБУ


Национальное антикоррупционное Бюро (НАБУ) подводит итоги своей работы за год. Новое ведомство было создано Указом Президента 16 апреля 2015 года. Непосредственно к расследованиям НАБУ приступило 4 декабря, после того как был сформирован штат детективов.

Об этом идет речь в материале Алисы Пивоварчик на сайте «Цензор.НЕТ».

Как заявил глава НАБУ Артем Сытник, за год Бюро передало в суд 44 производства, возместив ущерб государству  более чем на 100 млн грн и предотвратив хищения еще на 568 млрд грн.

Сейчас в работе в НАБУ 256 производств, сумма убытков по которым составляет 82 млрд грн. Также, согласно отчету Бюро, было конфисковало 411 млн гривен, 75 млн долларов и 7 млн евро (все данные – по состоянию на 1.12.2016). Эти показатели закрывают дискуссию о целесообразности создания этого органа и эффективности его работы.

В значительной части расследований фигурируют компании агропромышленного комплекса. Это закономерно, так как объем злоупотреблений в АПК растет пропорционально нарастанию веса сельского хозяйства в структуре национальной экономики (12% ВВП по итогам 2016 года) и все более активную роль, которую играют на том рынке государственные игроки сельскохозяйственного сектора. Так, из 105 млн гривен, возвращенных НАБУ на счета госкомпаний, две трети – 70 млн гривен – возвращены Государственной продовольственно-зерновой корпорации. Также среди арестованного имущества фигурирует сельскохозяйственная техника и комплектующие.

Еще одна госкомпания, которая оказалась в поле зрения НАБУ – Аграрный фонд. Это один из государственных операторов на сельхозрынке Украины — однако, в отличие от многих других госкомпаний в АПК, демонстрирующий высокие показатели эффективности. По результатам отчета Минэкономразвития за 2015-й ПАО «Аграрный фонд» вошел в топ-20 самых прибыльных предприятий Украины, а Государственная фискальная служба относит его к ведущим налогоплательщикам — по состоянию на 1 апреля 2016 года Аграрный фонд занимал второе место в АПК по объему уплаченных налогов после транснациональной «АТ Каргилл». Прогнозируемый показатель чистой прибыли компании за текущий год – 48 млн гривен.

Эти показатели – редкость для государственных предприятий, и вовсе исключение для государственного бизнеса в аграрном секторе. Так, из более 500 предприятий в сфере управления Минагрополитики, по итогам 2015 года лишь 47 или 10% были прибыльными. Впрочем, Аграрный фонд всего два года назад показывал не менее удручающие результаты – по итогам 2014 года убыток компании составил 1,7 млрд грн. Этот убыток сформировался вследствие неадекватной финансовой политики, которую проводило тогдашнее руководство Аграрного фонда. Им было принято решение о размещении на депозит в Брокбизнесбанке более 2 млрд гривен средств госоператора, буквально за несколько дней до признания банка неплатежеспособным. Руководил на тот момент Аграрным фондом близкий к тогдашнему министру АПК Николаю Присяжнюку и его бизнес-партнеру Юрию Иванющенко топ-менеджер Александр Кирюк.

После Майдана, смены власти на фоне глобальных трансформаций, которые происходили в государстве – аннексия Крыма, война на Донбассе — Кирюк сохранил свой пост еще в течение года, до февраля 2015 года. Этот дало ему возможность осуществить такую же операцию, как и с «Брокбизнесбанком» в отношении еще нескольких финучреждений, финансовая устойчивость которых была, как минимум, сомнительна.

В общей сложности более 1 млрд гривен Аграрного фонда было помещено на депозиты в «Радикал банк», «Банк инвестиций и сбережений» и банк «Финансовая инициатива» и ряд других финучреждений. Все они не входили и не входят в перечень флагманов банковского рынка, а их условия привлечения средств клиентов были на тот момент ниже рынка, однако тогдашний менеджмент Аграрного фонда демонстрировал исключительную лояльность к этому партнерству. Александра Кирюка не смутили также неоднозначные персоны собственников этих банков – » Радикал банк» входил в орбиту «Семьи» — окружения беглого президента Виктора Януковича (получило от Аграрного фонда 300 млн гривен), а «Банк инвестиций и сбережений», в которой была размещена рекордная сумма в 700 млн гривен, является структурным подразделением группы «Континиум», которая контролировалась народными депутатами Степаном Ивахивым и Игорем Еремеевым (группа «Воля народа»).

Условия этих займов, особенно с учетом последующего признания НБУ этих банков неплатежеспособными, сформировали огромный убыток для Аграрного фонда. Он отнесен к последней, четвертой группе по возмещению вкладов крупным предприятиям после НБУ, государства и вкладчиков, что определяет статус этих депозитов как безвозвратно утерянных. В отчете ПАО «Аграрный фонд» за 9 месяцев 2016 года на сайте предприятия указано, что «БрокБизнесБанк» и «Радикал банк», которые находятся в процессе ликвидации, до сих пор должны ему 2,5 млрд грн, что составляет половину уставного капитала предприятия.

Помимо финансовых афер, в период каденции Александра Кирюка был еще ряд скандалов. Так, в 2014 году была реализована схема по выведению из Аграрного фонда 30 тыс тонн сахара, хранившегося на складах в Черкасской области на сумму 300 млн гривен. Со счетов государственного специализированного учреждения Аграрный фонд исчезло 9,9 млн гривен, а последующая проверка Минагропрода выявила недостачу продовольствия объемом 30 тыс. тонн.

Эти факты, безусловно, делают работу Аграрного фонда под руководством Александра Кирюка, объектом пристального внимания и расследования НАБУ. Однако интерес, который проявило Бюро к аграрному госоператору, оказался совсем другого свойства. НАБУ инициировало проверку эпизода хозяйственной деятельности Аграрного фонда, уже при новом руководителе, Андрее Радченко — законности приобретения здания в Киеве на сумму 145 млн гривен.

Это здание, расположенное в столице в районе Севастопольской площади, представляет собой 5-этажное строение стандартного советского типа, где был сделан капремонт под офисный центр.

Его приобретение, которое де-факто не является сделкой купли-продажи, было не прихотью руководителя Аграрного фонда, хотя сейчас госоператор не располагает собственным помещением и несет затраты на аренду, а попыткой разблокировать хоть часть средств, выведенным Александром Кирюком и зависшим в одном из банков — Банке инвестиций и сбережений. Это финучреждение, и ранее не относившееся к разряду крупных, в последние полтора года стало стремительно терять устойчивость. Причиной стала смерть основного акционера — 26 июля 2015 года Игорь Еремеев, упав с лошади, получил травмы, не совместимые с жизнью. Вкладчики банка получили уведомления о невозможности получения обратно своих средств — в том числе средств Аграрного фонда в объеме 700 млн гривен.

Как поясняет Андрей Радченко, состояние банка не позволяло надеяться на возврат денег. «Я сам банкир с многолетним опытом и прекрасно вижу маяки, которые сигнализируют о кризисе в финучреждении. Надо отдать должное менеджменту Банка – они не скрывали истинного положения дел», — говорит он. Но ждать краха, а затем как это уже было в истории с другими депозитами Аграрного фонда оказаться последним в очереди на возмещение и просто зафиксировать убыток, Радченко не хотел. «Банк владел зданием в Киеве, которое перешло ему как залог по невозвращенному кредиту. Мы достигли соглашения с правлением, что возьмем его себе на баланс в счет долга перед нами. Ни копейки средств Аграрного фонда при этом не фигурировало, исключительно взаимозачет», — поясняет топ-менеджер. После официальных разъяснений руководства Аграрного фонда, НАБУ сняло все вопросы по формату сделки. Однако сохранило их в части суммы – якобы переведенное на баланс Аграрному фонду здание стоит 125 млн гривен, а не 145 млн. Радченко лишь удивляется — сделка была проведена максимально прозрачно, и оценка актива было ее обязательной составляющей — для экспертизы была привлечена авторитетная компания «Мы предоставили детективам дубликаты этого экспертного заключения. Я открыт для сотрудничества и готов давать разъяснения Бюро сколько понадобиться», – говорит он. Радченко признает, что в истории работы Аграрного фонда есть эпизоды, достойные приложения усилий детективов НАБУ и готов оказывать им максимальное содействие. «Возглавив Аграрный фонд в начале 2015 года я ужаснулся масштабу злоупотреблений, в результате которых компания получила 1,7 млрд гривен убытка. Уже через год мы вывели ее в «плюс», стабилизировали работу, и сейчас начинаем реализовывать план развития», — говорит он. По его словам, наличие собственного здания, переданного АФ в счет заложенности, позволит снизить издержки на аренду на 5 млн гривен в год, которые компания перенаправит на новые проекты.

В Аграрном фонде не скрывают, что разбирательство НАБУ, осуществленное в разгар реализации форвардной программы по контрактованию урожая для поддержки сельхозпроизводителей, создало дополнительные трудности в работе для госкомпании, которые никем не были компенсированы. Учитывая высокий уровень коррупции в Украине, с которой призвано бороться НАБУ, активность сотрудников Бюро, которые в превентивных целях перепроверяют даже прозрачные сделки, можно оправдать. Также можно понять желание руководства серией «быстрых побед» нивелировать вал критики, с которой ведомство столкнулось после озвучивания заявлений о «черной кассе» Партии регионов и обвинений Александра Онищенко.

Другое дело, что в случае с Аграрным фондом, сотрудниками НАБУ могли манипулировать как раз с целью дестабилизации работы аграрного госоператора. С момента своего увольнения Александр Кирюк судится с Аграрным фондом и Минагрополитики, как органом управления, для восстановления в должности. Параллельно он пытался реализовать план заведения на руководящие посты в Аграрный фонд близких себе людей — Владимира Драня и Александра Непочатова, которые уже работали с Кирюком в фонде 2012-2014 гг. В мае этого года в нескольких СМИ появилась информация о том, что группа «Воля народа», предлагала свои голоса за нового премьер-министра в обмен на назначения по ПАО «Аграрный фонд» и ГСБУ «Аграрный фонд». На попытку использовать антикоррупционное ведомство втемную, указывает и то, что аналогичные обращения с требованием проверить сделку по передаче здания в Киеве Аграрному фонду приходили в другие ведомства, в частности Минагрополитики и Генпрокуратуру.

Если за обращением в НАБУ, которое и привело к проведению расследования, действительно стоит бывшее руководство Аграрного фонда, пытающееся таким образом вернуться в госкомпанию – само или через доверенных лиц – то это ставит вопрос о верификации персон, которые подают официальные обращения в Бюро, информируя о нарушениях. Сейчас по обращениям физических и юридических лиц ведется около половины всех производств НАБУ, а работа этого антикоррупционного органа слишком важна для государства, чтобы распылять усилия и реагировать на манипуляции мошенников.

 

Похожие публикации

Наверх