Приводим полный текст Михаила Саакашвили в газете The New York Times.
В мире существует нескольким политиков, которым пришлось переживать один и тот же опыт два раза в разных странах. Это именно то, что произошло со мной в Украине и Грузии.
Я был президентом Грузии девять лет, в течение которых эта страна, из несостоявшегося государства, завоевала международное признание из-за борьбы с коррупцией. Названная в 2006 году мировым лидером по реформам, Грузия стала флагманом из стран бывшего Советского Союза.
После завершения моего второго президентского правления в 2013 году, я покинул Грузию и отправился в США проводить научную работу. Вскоре я уехал в Украину, где в молодые годы учился в киевском университете. После предложения моих друзей помочь в проведении реформ, я с энтузиазмом начал работать в этой стране.
Мне предложили должность губернатора в Одесской области – крупнейшем регионе Украине. Это было очень необычно, бывшему президенту другой страны, работать губернатором в Украине.
Я привез с собой группу профессионалов из состава моего бывшего правительства. Они начали реформы в украинской полиции, помогли создать первое антикоррупционное агентство в стране. Реформы в полиции были успешные, а бюро по борьбе с коррупцией начало расследовать несколько громких дел. Нам казалось, что мы имеем поддержку президента.
Фокусируя свое внимание на реформах, я начал набирать в свою команду наиболее талантливых и получивших образование на Западе молодых людей. Я создал экономический совет развития в области, чтобы помочь местным предпринимателям обходить барьеры, воздвигаемые некоторыми чиновниками. Я пригласил Юлию Марушевскую – активистку Майдана, на должность главы таможенной службы Одесской области.
Мы начали программу по ремонту дорог и инфраструктур. Мы улучшали услуги, предоставляемые гражданам, и укрепляли безопасность региона. В то время как реформы набирали популярность, мы вдруг столкнулись с неожиданным сопротивлением в самых верхних эшелонах власти, в Киеве.
Первый сигнал для беспокойства был во время конфронтации с премьер-министром Арсением Яценюком, когда я заявил, что чиновники его правительства замешаны в коррупции Одесского химического завода.
В январе этого года я начал всеукраинскую кампанию по борьбе с коррупцией. В марте украинский парламент проголосовал за увольнение генерального прокурора, а месяцем позже ушел в отставку и премьер Яценюк. Президент Порошенко пообещал покончить со старой системой и сделать власть прозрачной.
Это было семь месяцев назад. За это время мы не наблюдали никаких перемен. Я заметил, что местные пропрезидентские силы работают над тем, чтобы приостановить наши реформы.
Один из членов моей команды, госпожа Марушевская заявила, что подвергается преследованиям и против нее сфабриковали уголовные дела. Так же поступили и в отношении одного из моих советников, прокуратура провела у него обыски.
Последней каплей, переполнившей чащу моего терпения, были обнародованные электронные декларации украинских чиновников . Люди, с которыми мне приходилось по долгу службы встречаться, бесстыдно декларировали миллионы долларов, которые они прятали дома.
Советская клептократическая элита превратила потенциально богатую страну в одну из бедных стран Европы. Украина не должна быть бедной, но коррупционеры систематически грабят ее.
В то время как героические солдаты Украины защищают свою страну от российской агрессии, украинская элита продолжает воровать. Своей ментальностью и образом жизни украинская олигархическая элита идентична российской. Свобода для Украины означает не только избавление от российской агрессии, но и от прогнившего политического класса.
В 2001 году я убеждал тогдашнего президента Шеварднадзе в необходимости провести реформы, избавится от коррупции. Вскоре я уволился и начал создавать Общенациональное грузинское движение, которое возглавило революцию Роз 2003 года. Успех грузинской революции вдохновил многих активистов на Майдане в 2014 году.
Как и в случае с Шеварднадзе, я сильно разочарован в Порошенко. Украине нужны реальные изменения, а не их имитация. Сегодня многие реформаторские инициативы не реализовываются. И на этой неделе госпожа Марушевская подала в отставку.
Я решил создать новую партию в Украине после своего увольнения. Эта удивительная страна, где много трудоспособных людей, образованных и талантливых, которые могут работать во имя лучшего будущего страны. Это большой потенциал. Образованные украинцы могут стать честными государственными служащими, политическими лидерами и могут спасти страну от коррупции
.
До сих пор старая коррупционная элита всячески препятствовала молодым реформаторам получить лидирующие позиции в обществе. Я обещаю изменить эту ситуацию.