Константин Май, топ-менеджер и совладелец корпорации «Рошен» (принадлежит 0,5% бизнеса) в минувшем году заключил сделку о покупке акций оффшорной структуры за 1 млн долларов.
Об этом стало известно из решения Шевченковского суда Киева от 17 декабря 2015 года, размещенного в Едином реестре судебных решений. Как следует из судебных материалов, Константин Май и оффшорная Аmаllo Trading LTD 12 мая 2015 года заключили договор купли-продажи ценных бумаг. Согласно сделке, продавец (Аmаllo Trading LTD) обязался передать в собственность покупателя ценные бумаги на общую сумму 1 млн долларов.
Средства должны поступить на банковский счет зарубежной компании до 31 декабря 2018 года, а инвестор имеет право оплачивать бумаги как одним платежом, так и частями.
С этой частью сделки как раз и возникли проблемы. Согласно судебному решению, с целью проведения оплаты Константин Май минувшим летом получил индивидуальную лицензию Нацбанка для инвестирования валюты за границу и попытался перевести первую часть суммы (в размере 49 тыс. долларов) в сентябре 2015 года.
Однако «Международный инвестиционный банк» (среди основных совладельцев – президент Петр Порошенко и замглавы его парламентской фракции БПП Игорь Кононенко) отказал клиенту, поскольку такая операция «не отвечала требованиям валютного законодательства». Дело в том, что согласно постановлению НБУ (от 3 сентября 2015 года) «Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины», регулятор запретил перечисления иностранной валюты на основании индивидуальной лицензии НБУ, предоставленным физическому лицу на осуществление инвестиций за границу.
Май подал на банк в суд, где просил не только перевести указанную сумму, а и гарантировать следующую часть перечисления. Второй транш должен был составить 400 тыс. долларов и обеспечить частичную оплату акций Аmаllo Trading LTD.
Представители финучреждения в суде возражали против удовлетворения иска, ссылаясь на указанное выше постановление НБУ. Банкиры объясняли, что отказали в переводе за границу 49 тыс. долларов клиента, чтобы не нарушать установленные правила. Кроме того, в банке уточняли, что отказ касался только этой операции, любые другие разрешенные операции с этими средствами он может осуществлять.
Судья Андрей Осаулов, рассматривавший спор, пришел к выводу, что исходя из предписаний постановления НБУ «Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном счетах Украины», оплата акций, которую собирался осуществить истец, запрещена, а значит, отказ банка является правомерным.
Корпорация Roshen, один из крупнейших в Украине производителей кондитерских изделий, включает в себя Киевскую, Мариупольскую (Донецкая обл.), Кременчугскую (Полтавская обл.) и две Винницкие кондитерские фабрики, Липецкую фабрику «Рошен»в России и ряд других активов.
Согласно официальному заявлению «Рошен», за период 2014-2016 гг. корпорация получила и вывела в Украину свыше $72 млн долларов дивидендов от работы Липецких активов. С этой суммы в бюджет Украины было выплачено 125,6 млн гривень, остальная часть «системно вкладывается в благотворительные проекты и инвестируются в развитие производства в Украине». Уточнялось, , что в указанный период корпорация направила на благотворительность:
166 млн гривень на строительство Театра на Подоле (Киев), откроется весной 2017 г.,
54 млн гривен на проект помощи национальной детской больнице ОХМАТДЕТ (Киев),
17 млн гривен на строительство вольеров в Черкасском зоопарке. Проект будет завершен в ноябре 2016 г.
Как сообщалось ранее, в число акционеров корпорации «Roshen» кроме Петра Порошенко (85% акций) входили Вячеслав Москалевский (13%), а также четыре топ-менеджера компании — Евгений Вовчановский, Сергей Зайцев, Константин Май и Владимир Ярандин (каждому принадлежит по 0,5% акций). После вступления в должность президента Порошенко заявил о планах продать свои активы, для чего нанял инвесткомпании Rothschild и ICU. Правда, желающих купить кондитерский бизнес не нашлось, и в этому году Порошенко передал свою долю в корпорации «слепому трасту» (blind trust) Rothschild Trust на время президента. На структуре владения «Рошеном» это отразилось так: в числе собственников ООО «Центрально-Европейская кондитерская компания» (контролирует кондитерскую фабрику «Рошен») место корпоративного фонда «Прайм Эссетс Кэпитал», в котором объединены другие активы Порошенко, заняла нидерландская Roshen Europe B.V.