Константин Жеваго остался должен Нацбанку 1,45 млрд гривен по личному поручительству в связи с кредитами, которые НБУ выдал для поддержки банка «Финансы и кредит». Но, судя по электронной декларации депутата, платить он не намерен.
Нацбанк всерьез взялся за собственников упавших банков, которых пытаются заставить расплатиться. А вот в отношении Константина Жеваго, народного депутата, владельца рудников, заводов и много чего еще, знатока офшорных схем, этого сделать, похоже, не удастся. Впрочем, не все так безнадежно. Скажем, Жеваго мог бы продать свою любимую яхту. И этих денег с лихвой хватило бы, чтобы расплатиться с Нацбанком по долгу в 1,45 млрд грн., по которому Жеваго давал личное финансовое поручительство.
Заглянем в электронную декларацию Константина Валентиновича. Там много интересного. Начнем с того, что он игнорирует недвижимость. По итогам 2015 года – в электронной декларации – он не предъявил ни одной квартиры, дома или земельного участка. Его жена Алина заявлена как владелица скромной (207,9 кв м) квартиры. Странно, но в декларации, заполненной по итогам того же периода, размещенной на сайте Верховной Рады весной 2016 года, за Константином Жеваго числится квартира площадью 300 м.
То есть в е-декларации имеется ложь по поводу недвижимости. Есть еще вопрос – а где живет счастливая чета Жеваго? В е-декларации не указаны расходы на аренду и обслуживание жилья. Они витают в воздухе? Ах, нет, простите, расходы в 30 с небольшим тысяч на содержание жилья указаны в «депутатской» декларации (она – на сайте ВР).
Константин Жеваго души не чает в своем Aston Martin ONE-77 – это такой спорткар (цена - 2 миллиона долларов). Настолько не чает, что на авто красуются приватные номера KVZ (Константин Валентинович Жеваго). Ни в парламентской, ни в е-декларации, этого авто нет.
Авто Константина Жеваго с именным номером
Жеваго очень любит быстрые путешествия. Для этого у него есть бизнес-джет Bombardier BD-700-1A10 Global Express XRS с бортовым номером G-XXRS. Формально он числится за британской чартерной компанией TAG Aviation – так он заявлен в тех случаях, когда прилетает в тот или иной аэропорт. Но этого самолета нет в списке предоставляемых во фрахт. Как и нет его списке самолетов, которые управляются компанией по договору с их собственниками – есть такая форма обслуживания частных самолетов. Самолет данной модели оценивается примерно в 60 млн долларов. В декларации нет ни его самого, ни затрат на его содержание.
Константину Валентиновичу не с руки пользоваться для поездок по стране даже авто – он предпочитает вертолет Augusta A109 с бортовым номером… да! Конечно, этоKVZ – Константин Валентинович Жеваго. Эксплуатирует этот чудо авиатехники ценой примерно в 12 млн евро такая себе скромная компания «Зет-Аэро», которая без всяких проблем продлила свой летный сертификат в августе 2016 года еще на два года. Ну а владеет вертолетом «Финансы и Кредит лизинг». Разумеется, ни вертолета, ни затрат на его обслуживание в декларации Жеваго нет.
Вертолет Константина Жеваго с именным номером KVZ
И вот вишенка на торте – суперяхта Z (кто б мог подумать!) длиной 65 метров (215 футов) ценой около 80 млн долларов (эквивалент около 2,1 млрд грн). Числится она за Жеваго на всех профильных зарубежных «морских» сайтах. Но украинским же правоохранителям это не интересно? И правда, зачем интересоваться имуществом, продажа которого даже по бросовой аукционной цене покрыла бы полностью личный долг Константина Жеваго перед НБУ.
Интересно, что кроме скромной коллекции из десяти мужских часов чета Жеваго ничего в качестве ценного движимого имущества не задекларировала. Никаких бриллиантов-сумок-часов за Алиной Жеваго не указано. Хотя леди постоянно фигурирует на закрытых презентациях в самых дорогих бутиках Киева. Кто в теме, те прекрасно знают, что на такие ивенты приглашают исключительно звезд (Алина не по этой части) и постоянных покупателей (Алина – из этой категории).
Ни одна сумочка и ни одно украшение светской львицы Алины Жеваго (на фото - справа) в декларации не значится
Ни бриллиантов, ни сумочек, ни шуб нет в декларации Жеваго
Конечно, супруги Жеваго могут сослаться на то, что Алина украшает себя исключительно дешевой бижутерией и одевается в Chloe с Троещинского рынка, но это плохо сочетается со статусом жены самого молодого миллиардера Восточной Европы.
Что еще интересного в е-декларации? Например, доходы от «гонораров и иных договоров гражданско-правового характера» с корпорацией Ferrexpo AG (запомним эти две буквы – AG) – 3,685 млн грн. (эквивалент около 160 тыс долларов по курсу 2015 года). Он читал лекции? Писал статьи? В е-декларации об этом нет ни слова. Зато в депутатской декларации, что на сайте Верховной Рады, указано, что происхождение этих денег (суммы совпадают) – Швейцария. Запомнили? Швейцария.
А теперь вернемся к британской Ferrexpo Plc, акции которой задекларированы Константином Валентиновичем как принадлежащие ему лично. На сайте компании, а также в профиле компании на сайте Bloomberg Константин Жеваго фигурирует в числе руководителей компании в качестве CEO – CHIEF EXECUTIVE OFFICER. То есть действующий генеральный директор корпорации. Что прямо и недвусмысленно запрещено народным депутатам – хоть за плату, хоть бесплатно. Разумеется, эти данные в е-декларации отсутствуют.
Константин Жеваго действующий генеральный директор корпорации
Как указано в е-декларации (и в «депутатской» на сайте ВР – тоже), Жеваго декларировал только акции Ferrexpo Plc. Однако в финансовом отчете за 2015 год той же Ferrexpo Plc указано на странице 167, что Константин Жеваго является также собственником (бенефициаром) трастового фонда Minco Trust, который, в свою очередь, контролирует люксембургскую компанию Fevamotinico SA, которая, в свою очередь, является мажоритарным акционером компании Ferrexpo Plc. Зачем нужна такая «матрешка»? Для того, чтобы прятать от украинских налоговых органов прибыль, например, Полтавского ГОКа, которую выводят на британскую Ferrexpo Plc, затем - в Люксембург. Суммы – нешуточные. Только в 2015 году офшорная Fevamotinico SA «обналичила» дивидендов минимум на 29,4 млн долларов. Разумеется, в декларации Жеваго они отсутствуют – там «чаевые» на 160 тыс долларов.
Но железная руда и окатыши – не единственный бизнес Константина Жеваго. Есть такой «зиц-председатель Фунт» - Эдуард Шалаев, на которого записаны многие бизнесы Константина Валентиновича. А бизнесов у Жеваго немало: автомобильный завод КрАЗ, шинный завод «Росава», «Атол», «Чистые металлы», Херсонский завод карданных валовв, «Мега-Моторс, «Кременчугмясо», Белоцерковская ТЭЦ, Стахановский вагоностроительный завод, Toledo Mining Corp PLC, Мукачевский завод «Точприбор».
И мы еще сомневаемся в том, что у Жеваго есть деньги? Вот свежайшая сделка: в сентябре 2016 года было объявлено, что принадлежащая бедному украинскому миллиардеру Константину Жеваго фармацевтическая корпорация "Артериум" приобрела словенскую фармкомпанию Marifarm. Конечно же, "Артериум" в е-декларации нардепа Жеваго тоже отсутствует.