Лента новостей

16:55
Сароян Сергей
14:27
Харакоз Валерій Федорович
11:41
Кого россияне хотели поставить у власти, если бы захватили Украину
17:52
С помощью денег мелких инвесторов, Игорь Мазепа планирует строительство посёлка под Киевом
17:38
ООО Concord Consulting объявило цену на ЧАО "Президент-Отель".
17:13
Війна війною, а схеми за розкладом - Данилюк
16:58
Давид Сакварелидзе: Вчера Украина, по сути, выиграла, а Путин проиграл.
18:41
Давид Арахамия про очередные обстрелы на Донбассе и эвакуацию граждан России.
18:05
Железняк: "С 5 марта обязательны токены для всех, вместо текущих электронных подписей."
14:42
Коломойский: Я уверен, что Приватбанк мы себе вернем
14:39
Канада даст Украине летальное оружие и кредит почти на 400 млн долларов
14:37
Госдеп США рекомендовал американцам выехать из Беларуси
14:36
Минобороны РФ сообщило, что возвращает на базу подразделения двух военных округов
14:34
Госдума попросила Путина признать ОРДЛО
15:35
Альфонс украинской политики - Алексей Паращенко.
13:26
2+2: Ігор Мазепа про гвинтокрили, ранкову "десяточку" та свої екстримальні захоплення
21:50
Мазепа про уникальные качества новых бизнесменов
21:36
Игорь Мазепа: зачем мы создаем нового авиаперевозчика?
21:18
Байден поговорит с Зеленским перед разговором с Путиным
15:58
Игорь Мазепа учредил премию Mazepa Awards для стартапов и инвесторов
Все новости
» » Светлая сторона Рады: самые важные решения украинского парламента

Светлая сторона Рады: самые важные решения украинского парламента

Светлая сторона Рады: самые важные решения украинского парламента

 

Децентрализация, судебная реформа, борьба с коррупцией и вывод политических партий из-под контроля олигархов - какие голосования нардепов можно считать судьбоносными для страны?

 

Несмотря на раздор и политические интриги, восьмой созыв ВР качественно отличается от нескольких предыдущих своими попытками провести судьбоносные реформы, результаты которых украинцы увидят через 5-7 лет.

 

Судебная реформа или суд Линча

После победы Евромайдана и бегства Януковича, украинское общество требовало полного обновления власти. Именно так появилась «мусорная люстрация», системные очистки госаппарата от руководителей времен бывшего президента и попытки освободить одиозных руководителей, погрязших в коррупции и преследованиях активистов Революции достоинства.
Уже в середине 2014 года было ясно — суды, правоохранительные органы и налоговая инспекция остаются непобедимым оплотом клептократической системы, которую фактически строили все украинские президенты, а Виктор Янукович только концентрировал на себя все коррупционные потоки.

 

Попытки освободить любого бывшего высокопоставленного чиновника заканчивались в судах, которые освободили командира «черной сотни» Беркута, виновного в расстреле митингующих в кровавые дни Майдана, и последовательно возобновляли на должностях каждого судью и прокурора, которых уже отправили в отставку. Судебная реформа стала одной из самых ожидаемых изменений.
2 июня 2016 года ВР 335 голосами «за» приняла изменения в Конституцию и закон о судоустройстве и статусе судей, которые позволяют начать судебную реформу. За президентом оставили «парадную» функцию подписания удостоверения судей. Все они должны пройти конкурс на должности. Зарплаты служителей Фемиды выросли в несколько раз, а их неприкосновенность будет распространяться только на принятие решений.
«Аналогичные изменения депутаты не принимали с 90-х годов. Они позволили запустить реформу с 30 сентября этого года, — объясняет заместитель директора Центра политико-правовых реформ Роман Куйбида. — Теперь в течение года сможем наблюдать, как эта реформа будет проходить. Она важна тем, что запускает процесс, который впоследствии приведет к обновлению судейского корпуса».
Судебную реформу на первое место в списке важнейших решений украинского парламента за два года работы поставили пять из восьми опрошенных экспертов.
Первые результаты реформы можно будет увидеть уже к концу этой зимы. За это время все судьи Верховного суда должны пойти на конкурс, участие в котором примут представители общественности, а декларация о доходах каждого судьи будет одним из важнейших аргументов.
«Если государство не будет ничего делать или будет имитировать реформу, за это возьмутся люди, которые начнут просто расстреливать «подонков» с их точки зрения. И для судей, и для общества это будет значительно хуже, чем нынешний путь. Поэтому либо судебная реформа, либо суды Линча», — считает эксперт реанимационного пакета реформ Михаил Жернаков.

 

Децентрализация и соглашения

 

С изменениями в Конституцию, которые позволяют легализовать и запустить реформу децентрализации, все хуже, чем с судебной реформой. Зимой 2015 года после подписания Минских соглашений Петр Порошенко внес вопрос об «особенностях местного самоуправления отдельных районов Донецкой и Луганской областей» в пакет изменений, которые необходимы для настоящей децентрализации всех украинских регионов.

 

31 августа 2015 года изменения приняли в первом чтении, но было понятно, что о втором и окончательном голосовании говорить нельзя. Под ВР прошел многолюдный митинг, который закончился взрывом боевой гранаты. Но для того, чтобы не остановить реформу, депутаты приняли ряд законов, которые обеспечили начало децентрализации.
«Децентрализация, а именно закон об объединении территориальных общин, позволил создать около 200 этих объединений, к концу года их должно быть 500. Им дали деньги, дали полномочия, вопрос о садике или ремонте дороги теперь будут решать на местах, сами жители наконец-то увидят результат работы местной власти и могут влиять на их решения, имея на это деньги», — объясняет аналитик Комитета избирателей Украины Денис Рыбачок.
Эксперты указывают, что попытка президента выполнить Минские соглашения путем необходимой для большинства украинцев реформы децентрализации, поставило под угрозу ее реализацию. В Министерстве регионального развития настаивают на необходимости принятия законов о муниципальной полиции, ликвидации районов, полномочий губернаторов и создании образовательных и медицинских округов.


«Я с самого начала говорил, что вопрос выполнения Минских соглашений и реформу децентрализации необходимо разделить. Реформу необходимо принимать, а о соглашениях можно еще говорить и договариваться сколько угодно. Попытка тянуть их вместе может привести к тому, что не примут ни первое, ни второе », — считает глава Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко.


Пока только за первую половину 2016 года доходы местных бюджетов выросли в среднем на 50% (на 21,2 млрд грн), а доходы объединенных территориальных общин более чем в пять раз. В общем только за первый (2015-й) год бюджетной децентрализации местные бюджеты получили дополнительно 29,6 млрд гривен по сравнению с 2014 годом.

 

Антикоррупционный пакет

 

Общественные активисты и бывшие журналисты принесли в ВР новый план по активизации борьбы с коррупцией: старая система сама себя не преодолеет, поэтому для борьбы с коррупцией необходимо создавать новую вертикаль.

 

За два года работы нынешние депутаты создали Антикоррупционное бюро, которое уже расследует коррупционные дела в отношении чиновников, Национальное агентство по предотвращению коррупции, которое будет проверять декларации чиновников. До конца года должны появиться Государственное бюро расследований и Агентство по управлению арестованными активами. Создание Антикоррупционного суда, который должен «закрыть» новую вертикаль в борьбе с главным злом украинского государства, пока отложено. Но, согласно изменениям в Конституцию, он должен появиться до конца 2017 года.
К новым органам нардепы добавили несколько нововведений, которые усложняют жизнь коррупционерам. Эксперты отмечают закон об электронном декларировании, первый этап которого истекает 31 октября, государственное финансирование и подотчетность политических партий и закон о государственной службе, который гарантирует отбор чиновников на открытых конкурсах, вместо назначений, и жесткий контроль общественности за их работой.

«Антикоррупционное бюро, открытость собственности и деклараций чиновников, уголовная ответственность за невозможность объяснить происхождение доходов — это новая реальность, в которой не хотят жить воры. Эффективная работа всех этих систем — это работа не одного парламентария и даже не одного созыва Рады. Это работа сотен тысяч людей, которые будут использовать эти сведения в своей деятельности и тотально контролировать каждого чиновника», — объясняет председатель Комитета по борьбе с коррупцией Егор Соболев.
Однако попытки бороться с коррупцией сразу со всех сторон создают ситуацию неопределенности относительно результатов. Но сам новый подход вызывает у экспертов скорее оптимизм.


«Самое важное — это новые институты, куда можно апеллировать, которые со временем начнут эффективно бороться с коррупцией. Законодательство хорошее, но пока оно не работает должным образом. Проблема не в законах, а в практике их работы. Это и есть наша задача на ближайшие годы», — считает глава Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

 

А как же война?

Несмотря на военные действия на Востоке Украины и аннексию Крыма, депутатам так и не удалось запустить хоть какое-то ощутимое реформирование украинской армии. Принятые в парламенте законы в основном касались финансирования и количественного увеличения ВСУ.
«В принципе, мы имеем достаточную законодательную базу для проведения силовых реформ, но, к сожалению, вместо реальных дел получили разделение сфер влияния: ни революции в обеспечении военнослужащих, ни системного общественного контроля, ни продуманности в реализации принятых законов нет. На общем фоне все плохо из-за коррупции и саботажа чиновников. Те законы, которые положительно повлияли на ситуацию, можно пересчитать по пальцам, и их реализация идет достаточно трудно », — оценивает ситуацию военный эксперт Юрий Карин.
Он отмечает, что наиболее ценными для оборонной отрасли стали законы о разрешении иностранцам служить в украинской армии и разрешении разведке работать на территории страны.
«Когда 25 лет отрасль сознательно разваливают, за два года многое не решишь. Положительный момент, когда депутаты профильного комитета курирующие оборонные заводы, помогают решать текущие проблемы, но о системном реформировании пока речь не идет », — добавляет Карин.
Политологи видят проблему шире: за два года ни одна украинская реформа не приобрела системный характер.
«Чтобы что-то реформировать, необходимо понимать, из чего мы исходим и куда идем, — считает политолог Игорь Кгут. — Сейчас же депутаты пытаются обеспечить каждое направление финансово и количественно, хотя выделение средств не всегда является решением проблемы. Реформы очень часто требуют не денег, а изменения правил и распределения обязанностей, эффективности менеджмента, а не увеличения финансирования».

Похожие публикации

Наверх