2 июня Верховная Рада приняла в повторном чтении закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения социальных гарантий для отдельных категорий лиц" (№ 2494). В частности, этим законопроектом усиливаются соцгарантии детям под опекой и одиноким пенсионерам 80+. Но означает ли это улучшение, если даже в сопроводительном документе к законопроекту говорится, что некоторые нововведения могут негативно восприниматься обществом? Об этом в материале 112.ua
2 июня Верховная Рада Украины проголосовала за проект закона № 2494 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины", который касается детей-сирот, одиноких матерей, малообеспеченных семей и одиноких людей, достигших 80-летнего возраста. Новый закон должен изменить подход к оказанию помощи малообеспеченным. Решение поддержали 239 народных депутатов.
В частности, предусматривается:
- повышение социальных гарантий для детей, находящихся под опекой или попечительством, в том числе для детей с инвалидностью;
- унификация принципов предоставления помощи на детей одиноким матерям и малообеспеченным семьям;
- адресный подход для назначения государственных социальных пособий;
- введение государственной социальной помощи на уход одиноким лицам, которые достигли 80-летнего возраста и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.
В общем, закон предлагает существенно расширить полномочия Кабинета министров Украины относительно решения вопросов, касающихся соцпомощи.
Что изменится для малоимущих семей?
Первое, что следует отметить, — теперь соцслужбы должны не только рассчитывать сумму выплат, но и стимулировать малообеспеченные семьи быстрее приобретать "экономическую самостоятельность".
"Закон декларирует, что социальной помощью теперь будет считаться не только денежная помощь социально незащищенным семьям, а и содействие их занятости и экономической самостоятельности. Такое изменение должно быть внесено в закон "О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям", — говорит адвокат, к. ю. н., учредитель юридического Телеграм-канала "Адвокат права" Денис Головин.
По его словам, сегодня порядок расчета среднемесячного совокупного дохода семьи прописан в законе: для расчета суммируют доходы всех членов семьи за полгода и делят на 6 (при этом не учитываются выплаты на усыновленных детей, денежное обеспечение военнослужащих, находящихся в зоне военных действий и некоторые другие доходы). А если полученная сумма меньше установленного прожиточного минимума, разницу выплачивают в виде социальной помощи.
По новому закону предполагается, что размер государственной социальной помощи малообеспеченным семьям будет определяться как разница между прожиточным минимумом для семьи и ее среднемесячным совокупным доходом (до стабилизации экономического положения в Украине размер государственной социальной помощи определяется с учетом уровня обеспечения прожиточного минимума). Порядок назначения, условия выплаты и основания для прекращения выплаты государственной социальной помощи, перечень документов, необходимых для назначения помощи малообеспеченным семьям и лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью, будет устанавливаться Кабинетом министров Украины (сейчас это зафиксировано в соответствующих законах).
Еще одно из нововведений, которое и может вызвать определенные беспокойства — пока малообеспеченная семья получает деньги из госбюджета, будет проводиться проверка ее имущественного положения (порядок проведения таких проверок должен определить Кабмин).
"Проще говоря, предполагается жесткая процедура проверки социально-имущественного положения малообеспеченной семьи во время оказания соответствующей государственной социальной помощи, при этом порядок проведения такой усиленной проверки будет определяться не законом, а подзаконным актом правительства", — объясняет Денис Головин.
Соцпомощь неработающим трудоспособным лицам
Законом внесены изменения в закон Украины "О занятости населения", которыми расширен круг лиц, требующих дополнительного содействия в трудоустройстве, в частности, дополнен перечень неработающими трудоспособными лицами из числа членов малообеспеченных семей, которые получают государственную социальную помощь малообеспеченным семьям.
К таким относятся лица трудоспособного возраста из числа членов малообеспеченной семьи, которые по состоянию здоровья способны к активной работе и не работают, не проходят военную службу, не занимаются предпринимательской деятельностью или профессиональной независимой деятельностью, не получают образование по дневной форме в учреждениях общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего, высшего образования.
"Трудоспособные, но не работающие — это, например, люди, которые работают без официального трудоустройства, выпускники вузов, которые не могут устроиться на первую работу, люди предпенсионного возраста, которых чаще всего отказываются трудоустраивать официально, домохозяйки и т. п.", — отмечает адвокат Денис Головин.
Согласно принятому закону, семьи, где есть неработающие трудоспособные лица, могут обращаться за соцпомощью (ранее таким семьям государственная помощь не назначалась). Решения по таким вопросам будут принимать госадминистрации или исполкомы. Однако, как отмечает адвокат, сначала представители этих учреждений нанесут визит в такую семью и составят "Акт обследования материально-бытовых условий" — если семья будет признана нуждающейся, социальная помощь может быть назначена: "Не исключено, что в меньшем размере, чем для тех семей, где все трудоспособные члены работают, но все-таки шанс получить такую помощь появится".
Неработающим людям трудоспособного возраста, получающим соцпомощь, также будут помогать трудоустроиться или зарабатывать самостоятельно. В частности, таких людей планируется отнести к категории граждан, "имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству".
Также, с целью содействия экономической самостоятельности малообеспеченной семьи, неработающему трудоспособному лицу из числа членов такой семьи, желающему осуществлять предпринимательскую деятельность, по рекомендации государственной службы занятости может быть оказана помощь на обретение экономической самостоятельности малообеспеченной семьи за счет средств государственного бюджета (деньги, которые можно будет использовать как стартовый капитал для своего бизнеса).
Для получения "помощи на получение экономической самостоятельности" нужно будет получить рекомендацию службы занятости. Следует также отметить, что это будет не благотворительная помощь из бюджета, а беспроцентный кредит — после того как материальное положение семьи улучшится, деньги придется вернуть. Более подробный порядок предоставления помощи на приобретение экономической самостоятельности и возврата этих денег должен разработать Кабмин.
"В сопроводительном документе к законопроекту, который называется "Прогноз влияния… на ключевые интересы заинтересованных сторон" отмечается, что сразу после введения таких новшеств неработающие трудоспособные люди могут быть недовольны такими требованиями к ним. Однако в долгосрочной перспективе, когда их материальное положение улучшится, эффект от нововведений будет положительным", — добавляет Денис Головин.
Повышение соцгарантий для детей
Поскольку увеличение выплат на программы по обеспечению детей – приоритет Министерства социальной политики в Бюджете 2020 года (об этом министр Юлия Соколовская заявила в ходе презентации проекта Бюджета-2020 ко второму чтению), законом предусматривается увеличение размера помощи на детей, над которыми установлена опека или попечительство, которая назначается согласно закону Украины "О государственной помощи семьям с детьми", с 2 до 2,5 прожиточных минимумов для детей до 6 лет (4 447,50 грн) и детей от 6 до 18 лет (5 545 грн), а на детей с инвалидностью - до 3,5 прожиточных минимумов: для детей до 6 лет – 6 226,50 грн, а от 6 до 18 лет — 7 763 грн.
В случае если на ребенка (на ребенка с инвалидностью) выплачиваются пенсия, алименты, стипендия, государственная помощь (кроме государственной социальной помощи, выплачиваемой на детей с инвалидностью, в соответствии с законодательством), размер пособия на ребенка, над которым установлена опека или попечительство, определяется как разница между 2,5 прожиточными минимумами (для ребенка с инвалидностью, над которым установлена опека или попечительство, ― 3,5 прожиточных минимума) для ребенка соответствующего возраста и размером назначенных пенсии, алиментов, стипендии, государственной помощи.
Предыдущая редакция закона предусматривала, что помощь на детей, над которыми установлена опека или попечительство, предоставляется в размере, который составляет два прожиточных минимума для ребенка соответствующего возраста.
"Причем, судя по тексту законодательного акта, появится еще одна возможность усыновить ребенка: кроме сирот и детей, чьи родители лишены родительских прав, можно усыновить ребенка, если его родители дали на это согласие (сейчас такие дети в основном воспитываются в интернатах)", — добавляет Денис Головин.
Адвокат также отмечает, что вместе с тем отменяется повышение на 10% уровня обеспечения прожиточного минимума для каждого ребенка (для ребенка с инвалидностью – на 20%), также отменяется повышение размера государственной социальной помощи на каждого ребенка в возрасте до 13 лет на 250 гривен, на каждого ребенка в возрасте от 13 до 18 лет - на 500 гривен: "Отмена уровня обеспечения прожиточного минимума для каждого ребенка из малообеспеченной семьи и отмена повышения размера государственной социальной помощи — уменьшение размеров помощи, что противоречит статье 22 Конституции Украины, которой не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы".
Также определяется помощь при рождении первого и каждого следующего ребенка — 41 280 гривен. Выплата помощи осуществляется одноразово в сумме 10 320 гривен, остальная сумма помощи выплачивается в течение следующих 36 месяцев равными частями в порядке, установленном Кабинетом министров Украины.
Помощь одиноким матерям
При определении права на назначение помощи на детей одиноким матерям, согласно этому закону, будут применяться условия, установленные для назначения государственной социальной помощи малообеспеченным семьям в порядке, утвержденном Кабинетом министров Украины (происходит унификация принципов предоставления помощи на детей одиноким матерям и малообеспеченным семьям).
По словам адвоката Дениса Головина, помощь одиноким матерям будет уменьшена: "Предлагается рассчитывать соцпомощь таким семьям на тех же условиях, что и для других малообеспеченных семей. То есть при определении среднемесячного дохода будут плюсоваться все виды соцпомощи и будет выплачиваться лишь разница между фактическим доходом и прожиточным минимумом".
Стоит заметить, что сегодня помощь на детей одиноким матерям назначается независимо от других видов помощи, предусмотренных законом "О государственной помощи семьям с детьми".
"В сопроводительном документе к законопроекту, который называется "Прогноз влияния… на ключевые интересы заинтересованных сторон" указывается, что в краткосрочной перспективе такое нововведение негативно повлияет на семьи матерей-одиночек. Однако в долгосрочной перспективе это принесет положительный эффект, считают авторы законопроекта. Каким образом — не уточняется", — добавляет адвокат.
Помощь на уход одиноким лицам 80+
Этим законом расширяется круг лиц, которым может быть оказана государственная социальная помощь на уход. Сегодня такой вид соцпомощи назначается одиноким малообеспеченным пенсионерам, одиноким лицам с инвалидностью вследствие войны II и III группы, если врачебно-консультативная комиссия вынесет заключение, что человек нуждается в постороннем уходе. А также всем лицам с инвалидностью вследствие войны I группы.
Предлагается предоставление социальной помощи (в размере 40% прожиточного минимума для лиц, которые потеряли работоспособность, за счет средств Государственного бюджета Украины) одиноким лицам, которые достигли 80-летнего возраста по заключению врачебно-консультативной комиссии о необходимости в постоянном постороннем уходе.
40% прожиточного минимума – 655 грн – будут выделяться дополнительно к 500 грн доплат пенсионерам, которые граждане получают по ранее внедренной программе.
По мнению адвоката Дениса Головина, новый закон является антисоциальным и чреват дополнительными осложнениями для граждан в получении социальных выплат: "Дело в том, что фактически на Кабмин возложено регулирование размеров, условий и оснований выплат указанной социальной помощи. При этом такое регулирование возможно только законом. Функции Кабмина направлены в основном на выполнение закона, а закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" их безосновательно расширяет".
По словам адвоката, получение соцвыплат, во-первых, усложнится, а во-вторых, фактически уменьшится по некоторым видам, ведь поднимая один показатель в формуле выплат, законодатель отменяет другой.
Также эксперт обращает внимание на вопросы оказания соцпомощи одиноким лицам 80-летнего возраста, замечая, что получить заключение ВКК (врачебно-консультативной комиссии) о нуждаемости в постоянном постороннем уходе может оказаться довольно сложной процедурой: "Интересно, что у нас в стране есть 80-летние пенсионеры, которым вообще не нужна помощь. Конечно, родителям коррупционеров и олигархов она может и не нужна. Но другие 99%? А для этого еще и ВКК пройти. А как это сделать с нашим уровнем коррупции? Я уже молчу, что это физически 80-летним будет сложно", — добавляет эксперт.
Закон вступит в силу с 1 июля 2020 года.