Гривна ежедневно уступала позиции доллару с самого начала карантина. И это продолжалось почти месяц, когда в конце марта курс приблизился к отметке 28,2 гривны/доллар.
Национальный банк первые недели пандемии продавал много инвалюты, чтобы гасить ажиотаж, который, как считали в НБУ, был связан исключительно с паническими настроениями бизнеса и населения.
Критики упрекали Нацбанк в излишнем сдерживании курса и быстром сжигании резервов. Но в апреле ситуация на межбанке начала выравниваться, украинская валюта стала отвоевывать потерянные позиции, а НБУ – выкупать "лишние" доллары.
"Вирусный" спрос
Карантин замедлил экономику. А кризис, умноженный на карантин, существенно уменьшил общую тенденцию к покупкам, говорит директор департамента инвестиционного бизнеса ПУМБ Антон Стадник. И сейчас украинцы меньше делают покупок, откладывая на более подходящее время большие расходы.
"Карантин в целом уменьшает активность людей: по большинству сегментов продажи просели. Это приводит к уменьшению потребления импорта, что в свою очередь вызывает уменьшение спроса на покупку валюты".
Кроме того, по его словам, подешевевшая нефть, бензин и дизтопливо также снизили потребность в покупке иностранной валюты. Вдобавок в марте-мае практически замерла туристическая отрасль, а значит украинцы меньше вывозили долларов и евро заграницу.
"НБУ оценивает денежный поток от туризма в 2019 году (оплата туров, билетов, деньги, потраченные украинцами за рубежом) в годовом выражении на уровне 8 млрд долларов. В 2020 году мы вряд ли получим такой же результат. Особенно ввиду того, что последние пару месяцев наблюдается полное отсутствие спроса на валюту в этом сегменте", – уточнил Антон Стадник.
Укреплению гривны помогло не только снижение импорта энергоносителей, но и машиностроительной продукции, говорит глава департамента макроэкономических исследований группы ICU Сергей Николайчук. И вместе с тем, по его словам, наблюдались достаточно стабильные объемы экспорта продтоваров, железной руды и IT-услуг.
"Это обусловило в первом квартале профицит текущего счета платежного баланса 244 млн долларов, в то время как годом ранее был дефицит 150 млн долларов. По данным таможни, улучшение торгового баланса наблюдалось и в апреле", – разъяснил Николайчук.
Динамику курса, как считает аналитик, также подкрепила стабильная ситуация на рынке госдолга – отток вложений иностранных инвесторов был незначительным, особенно на фоне других стран.
Эксперты также обращают внимание, что население меньше стало покупать валюты из-за снижения психологического фактора. Хотя в марте, предвидя очередной кризис и помня, что предыдущие кризисы 2008 и 2014 годов были не самыми благоприятными для курса, банковской системы и экономики страны в целом, население снимало гривневые вклады со счетов и массово скупало валюту, говорит Антон Стадник.
Как отметил начальник департамента персональных банковских услуг UKRSIBBANK BNP Paribas Group Игорь Левченко, ситуацию усугублял тот факт, что банки, перейдя в режим работы в карантине не могли в полном объеме удовлетворять потребности населения в валюте, что еще больше придавало импульса и уверенности населению, что покупка валюты – это самый лучший способ сохранить свои сбережения и подготовиться к худшим временам.
"Психологическая составляющая, которая имела достаточно серьезное влияние, ушла, и теперь мы видим практически полное нивелирование панического спроса со стороны физлиц по покупке валюты как в банках, так и на "альтернативном" рынке. Наверное, это один из самых весомых факторов стабилизации курса", – рассуждает Антон Стадник.
Уже около месяца население более спокойно реагирует на карантин, подтверждает директор департамента казначейства и финансовых учреждений "ОТП Банк" Антон Коваленко. В апреле население продало на 51 млн долларов больше, чем купили.
"Кэш (курс в рознице, - ред.) на 10-20 копеек выше курса межбанка, но стабильно движется за ним в сторону без сильных колебаний", – пояснил эксперт "ОТП Банка".