Министерство экономического развития и торговли Украины представило новый законопроект «Об обществах с ограниченной ответственностью». Анна Бабич, партнер ЮФ AEQUO, одна из авторов вышеупомянутого законопроекта, рассказала об основных его нововведениях.
– Каковы основные нововведения нового законопроекта об ООО?
– Главное новшество – это диспозитивность и гибкость корпоративного управления, что позволит найти баланс интересов как мажоритарных, так и миноритарных участников.
Законопроект еще будет дорабатываться с учетом мнений экспертов, но основополагающие принципы и идеи уже воплощены. Отобраны те нововведения, которые отвечают потребностям бизнеса и международным стандартам, но с учетом исторических особенностей развития Украины (приватизация, акционерные общества с большим количеством акционеров, построение бизнеса по принципу 60/40). Отдельно следует заметить, что мы говорим о большом количестве различных бизнесов – от семейных предприятий до крупных бизнес-групп. Итак, когда я получаю комментарии и замечания экспертов, они в основном касаются какого-то отдельного слоя ООО со стандартным набором проблемных вопросов, с которыми столкнулся именно этот эксперт.
Большой бизнес – это вопрос корпоративных договоров, инвесторы – проблема исключения, семейные предприятия – зачем усложнять, нужен модельный устав и так далее. Хотелось бы донести мысль, что законодатель должен заботиться обо всех и создать регулирование, которое является приемлемым и удобным в пользовании для каждого ООО в Украине, каждого из 500 тыс., которые мы имеем. Итак, когда речь идет о такой системной реформе, нужно мыслить глобально. Это даже видно по юридической технике. Законопроект содержит так называемое «дефолтное регулирование» (применяются базово), а затем дает возможность участникам сделать полное количество вариаций и усложнить устав до уровня своих потребностей.
Такой подход является крайне важным именно для переходного периода. Есть четкое понимание, что заставлять общества приводить свои уставы в соответствие с новым законом государство не будет. Просто будут применяться дефолтные нормы к тем, кто не изменил устав.
Из конкретных примеров законопроект предлагает сделать кворум опциональным и усовершенствовать порядок принятия решений общим собранием. Кворум – это дополнительный фактор, который порой использовался недобросовестными участниками с целью блокирования работы общества. В законопроекте предусмотрено, что кворум может устанавливаться по соглашению участников общества.
Но общество без кворума может нормально функционировать, поскольку изменился принцип принятия решений: количество голосов, необходимое для принятия того или иного решения, считается от общего количества участников, а не участников, присутствующих на собраниях. В законопроекте предусмотрено, что в уставе участники могут договориться о высшем пороге. Конечно, предложенные пороги соответствуют уровню «важности» того или иного вопроса для общества и международным примерам.
Порог ниже простого большинства, конечно, нельзя устанавливать, поскольку это приведет к конкурирующим легитимным решениям (а были и такие комментарии от юристов).
Корпоративный договор, в котором участники могут договориться об особенностях реализации своих прав и обязанностей, а именно об особенностях реализации. Например, о том, что они будут воздерживаться от реализации преимущественного права, или о том, что один участник всегда поддерживает другого участника в голосовании по определенному вопросу (к примеру, миноритарий должен голосовать так, как и мажоритарий).
Следует заметить, что такой инструмент уже был предложен в отдельном проекте НКЦБФР о корпоративных договорах в ООО и АО и уже зарегистрирован в парламенте. Законопроект об ООО учтет наработки коллег: мы следим за тем, как проходит законопроект о корпоративных договорах в парламенте. Надеемся, что он будет принят достаточно быстро, поскольку поддержка профильного комитета парламента сейчас является максимальной.
Итак, мы надеемся, что постепенно определенные правоотношения перейдут в украинскую плоскость. Это означает, что структура собственности будет уплотняться, большее количество дивидендов будет выплачиваться в Украине, капитал начнет возвращаться в страну. Это долгосрочная и конечная цель законопроекта об ООО.
То есть, с нашим законодательством мы вносим те инструменты, которые давно существуют в развитых странах, в частности используются в системе общего права (common law).
Конечная цель – вернуть структурирование бизнеса, что сейчас осуществляется по законодательству зарубежных стран на уровне холдингов, в украинском правовом поле. Хотелось бы предоставить бизнесу, по крайней мере, выбор – упростить свою структуру и использовать эффективное и современное корпоративное право в Украине или содержать многоэтажные структуры со своими рисками.