Россия отвечает прежде всего контрсанкциями. Помним период ограничения на импорт продовольствия. В новом законопроекте, обсуждаемом в Госдуме РФ (организация, признанная преступной в Украине), полно ещё более трагикомических планов: запрет на ввоз в РФ американских лекарств (с возможностью впоследствии быстро запрещать ввоз вообще любых американских товаров), повышение сборов за аэронавигационное обслуживание для американских компаний и запреты на использование американской программной продукции (кому интересно – могут посмотреть полный список на "Радио Свобода" (https://www.svoboda.org/a/29165796.html). Обсуждается даже предложение открыто воровать у американцев их интеллектуальную собственность. Похоже, с ростом санкций Запада накал креатива в российском парламенте будет возрастать. И расширяться с американцев на всех, кто их поддержит – от Великобритании до Украины.
При всей своей комичности контрсанкции, как и санкции, несут скрытый экономический смысл. Гусей трактором давили не только на потеху публике. За идеологической бравадой скрывается расчёт: так, ограничение на использование иностранных программных продуктов российскими госструктурами не только сильно подсобит тамошним спецслужбам, но и даст неплохо попилить на «импортозамещении», а готовность к воровству интеллектуальной собственности – если до этого дойдёт – намекает на то, что в РФ всерьёз ожидают, что США скоро ограничат трансфер технологий двойного назначения.
Помимо контрсанкций, есть и другая «линия реагирования» – спасение собственных олигархов. Конечно же, за счёт бюджета. Кстати, эту тему стоит учесть и Украине.
В начале апреля Путин подписал изменения в Налоговый кодекс РФ, который в самой России уже успели ласково окрестить "законом Тимченко", предполагая, что он, в первую очередь, выручит кошельки членов "кооператива "Озеро"" и прочих близких к Центру людей – Геннадия Тимченко, Аркадия Ротенберга, Игоря Сечина.
на Форуме безопасности в Киеве, проходившем 13 апреля, кулуарно ходили слухи о российских компаниях, которые не прочь очутиться в украинских санкционных списках и даже готовы за это приплатить. Учитывая подход украинской стороны, особой сложности подобная схема не составит. Этот закон, по сути, позволяет лицам, попавшим под санкции иностранных государств, не считаться налоговыми резидентами РФ, даже проживая в ней. То есть, по сути – не платить налоги и не отчитываться о доходах.
Наличие в санкционном списке множества мелких компаний и малоизвестных личностей, которые не имеют ни прямого, ни косвенного отношения к Украине, чревато дискредитацией самой идеи санкционного списка. И в этом проблема. Как только наши западные партнёры обратят внимание на этот перечень и запросят аргументацию относительно его участников, окажется, что нам банально нечем крыть. Подобная неосторожность может поставить под угрозу весь список и даже привести к его отмене, чего нам ни с какой точки зрения допускать нельзя.
Российский бюджет, определённо, уже несёт значительные потери – и от своих, и от чужих. Но вопрос в том, достаточно ли этого, чтобы правительство России умерило свои аппетиты до такого уровня, чтоб ему стало не до внешней агрессии у соседей – в пору «спасаться самим и спасать свои «кошельки».