Будущий аудит НАБУ должен быть независимым, прозрачным и обеспечивать объективный анализ деятельности НАБУ за прошлый год", - сообщается на странице Представительства в Facebook.
За последние дни о грядущем аудите НАБУ упоминали многие. Критики пеняют антикоррупционерам тем, что при значительном финансировании (в бюджете-2016 НАБУ было выделено 486 млн грн) Бюро действует малоэффективно и непрофессионально. Арест главы ГФС Романа Насирова, осуществлявшийся детективами НАБУ по поручению Специальной антикоррупционной прокуратуры, возродил эти претензии. Не остался в стороне и сам Насиров, пожелавший, чтобы проверяющие первым делом занялись делом ГФС. "Когда эти специалисты (аудиторы – ред.) зайдут в Бюро, проанализируют процессы, происходящие в этих стенах, уровень сопровождения дел и натянутость многих "обвинений", то тогда обществу придется как-то реагировать", - заявил он в одном из интервью еще до своего задержания.
Будущий аудит – не из ряда вон выходящее событие, а рутинная проверка, предусмотренная регламентом НАБУ. Помимо Президента, Кабмина, Верховной Рады (плюс отдельно – ее профильного комитета) и совета общественного контроля, надзор за деятельностью НАБУ должна осуществлять комиссия внешнего контроля: именно она и будет ежегодно проводить оценку эффективности работу Бюро.
В законе "О Национальном антикоррупционном бюро Украины" сообщается, что комиссия внешнего контроля должна состоять из трех членов, по отдельности назначаемых Президентом, Верховной Радой и Кабинетом министров.
м предстоит оценить эффективность работы НАБУ, а также его операционную и институционную независимость. Для этого оценщики выборочно проверят уголовные производства, по которым НАБУ проводило и завершило расследования.
Для этого проверяющим откроют доступ к материалам уголовных производств и других документов, которыми располагает НАБУ, исключая бумаги, охраняемые Законом Украины "О государственной тайне".
Помимо их изучения, аудиторы займутся проведением конфиденциальных интервью с работниками НАБУ, САП, других государственных и правоохранительных органов, а также иными лицами, в чьем распоряжении имеется важная для аудита информация.
Само собой разумеется, что члены комиссии должны действовать независимо, обеспечивать конфиденциальность досудебного расследования и не вмешиваться в его ход.
Выводы, которые будут сделаны по окончании аудита, обнародуются в рамках ежегодного письменного отчета НАБУ и будут зачитаны Верховной Раде.
Последствия аудита выявленные недостатки в работе НАБУ могут грозить отдельным сотрудникам дисциплинарными взысканиями. Однако результаты работы проверяющих могут быть и более значимыми, ведь низкая эффективность – самая безобидная претензия, которую предъявляют Национальному антикоррупционному бюро. В его адрес уже звучали обвинения о реализации силового сценария в угоду аффилированным лицам (например, в истории с проверками Одесского припортового завода). Если аудиторы найдут подтверждение каким-то серьезным обвинениям, это не только дискредитирует антикоррупционное ведомство, но и, теоретически, пошатнет доверие европейских партнеров, которые настаивали на создании в Украине антикоррупционных органов.