Лента новостей

16:55
Сароян Сергей
14:27
Харакоз Валерій Федорович
11:41
Кого россияне хотели поставить у власти, если бы захватили Украину
17:52
С помощью денег мелких инвесторов, Игорь Мазепа планирует строительство посёлка под Киевом
17:38
ООО Concord Consulting объявило цену на ЧАО "Президент-Отель".
17:13
Війна війною, а схеми за розкладом - Данилюк
16:58
Давид Сакварелидзе: Вчера Украина, по сути, выиграла, а Путин проиграл.
18:41
Давид Арахамия про очередные обстрелы на Донбассе и эвакуацию граждан России.
18:05
Железняк: "С 5 марта обязательны токены для всех, вместо текущих электронных подписей."
14:42
Коломойский: Я уверен, что Приватбанк мы себе вернем
14:39
Канада даст Украине летальное оружие и кредит почти на 400 млн долларов
14:37
Госдеп США рекомендовал американцам выехать из Беларуси
14:36
Минобороны РФ сообщило, что возвращает на базу подразделения двух военных округов
14:34
Госдума попросила Путина признать ОРДЛО
15:35
Альфонс украинской политики - Алексей Паращенко.
13:26
2+2: Ігор Мазепа про гвинтокрили, ранкову "десяточку" та свої екстримальні захоплення
21:50
Мазепа про уникальные качества новых бизнесменов
21:36
Игорь Мазепа: зачем мы создаем нового авиаперевозчика?
21:18
Байден поговорит с Зеленским перед разговором с Путиным
15:58
Игорь Мазепа учредил премию Mazepa Awards для стартапов и инвесторов
Все новости
» » Серые коммунальные Кардиналы: кто и как тратит деньги общин

Серые коммунальные Кардиналы: кто и как тратит деньги общин

Фискальная децентрализация увеличила местные бюджеты и одновременно улучшила аппетиты муниципальных чиновников и местных депутатов. Коммунальные предприятия привлекают дельцов, ведь там до сих пор можно организовывать схемы хищения.

 

Поставка воды в дома, вывоз мусора, обустройство парков, организация похорон, ремонт дорог - почти незаметны вещи для большинства граждан.

Кроме средств, которые платят жители за полученные услуги, коммунальные предприятия получают немалые деньги из местных бюджетов.

Обычно местные советы пополняют уставный капитал этих предприятий на десятки миллионов гривен. Однако контролировать движение таких средств может далеко не каждый.

 

Часто коммунальные предприятия предоставляют услуги через подрядчиков, которых отбирают без тендеров из числа друзей или политических партнеров.

Так предприятия общины становятся инструментом для коррупции и оплаты политических дивидендов партнерам как расчет за "правильные" голосования.

По данным городских советов, только в областных центрах создано более 800 коммунальных предприятий, которые аккумулируют имущества на миллиарды гривен. Все они должны предоставлять качественные услуги или зарабатывать деньги для общества.

 

Загадочные коммунальные предприятия

Как снизить коррупционные риски в работе коммунальных предприятий и сделать их более эффективными? Публичность - самый и самый эффективный шаг. Однако насколько публичные украинские коммунальные предприятия?

Чтобы это выяснить, Институт политического образования, Украинский независимый центр политических исследований, Центр политических студий и аналитики (Ивано-Франковск) в партнерстве с "Transparency International Украина" в июле 2016 провели исследования по публичности работы коммунальных предприятий.

В рамках исследования были выбраны восемь областных центров: Черновцы, Ивано-Франковск, Ужгород, Тернополь, Хмельницкий, Львов, Луцк и Ровно. Исследование предусматривало анализ работы коммунальных предприятий на соответствие 20 индикаторам прозрачности и подотчетности.

Индикаторы были разные: наличие сайта предприятия, обнародования устава, декларации о доходах руководителя, контактов, публикация ежегодных финансовых планов и отчетов, аудиторских заключений, информации о тарифах и соглашения на подряды.

Также анализировались документы, регламентирующие порядок работы предприятия, в частности, назначение директора и замещения вакантных должностей по конкурсу.

Предприятие могло получить максимум 40 баллов, однако столько не набрал ни один из них. Лидером стала "Муниципальная инвестиционная управляющая компания" из Ивано-Франковска - 23 балла. Большинство других едва дотягивали до 15 баллов.

Средние оценки по каждому городу довольно депрессивные. Наименьшая средняя оценка - в Ужгороде - четыре балла, наибольшая - 12,2 - в Ивано-Франковске.

Серые коммунальные Кардиналы: кто и как тратит деньги общин

 

Что можно узнать о коммунальных предприятиях любого города? Обычно информация сводится к тому, что предприятие существует и оно ничего не делает.

Если проанализировать сайты горсоветов и коммунальных предприятий и сделать официальные запросы, то можно получить информацию о перечне предприятий, созданных в городе, решение об их создании, их уставы и юридические адреса.

Иногда коммунальные предприятия обнародуют информацию о руководстве и штатное расписание. Получить же копию контракта с директором предприятия, размер его зарплаты и условия начисления премий и надбавок непросто. Такую закрытость называют тайной фирмы.

Кроме того, предприятия обнародуют ежегодные финансовые планы и отчеты об их выполнении. Однако эти данные обычно этажные. В отчетах подается информация о собственном капитале, чистый доход, финансовый результат от операционной деятельности, долгосрочные и текущие обязательства, элементы операционных расходов.

Вывод из документов таков: заработали мало, потратили гораздо больше, поэтому дайте денег из городского бюджета на пополнение уставного капитала.

 

области тьмы

Самый большой страх коммунальных предприятий - отчет о деньгах. О внешнем независимом аудите предприятий с миллионными бюджетами можно говорить только шепотом, ведь такую процедуру в 2015 году прошли только два предприятия.

Получить же доступную информацию о формировании тарифов на услуги по силам только специалистам и иногда депутатам - для граждан такие данные не обнародуется.

Коммунальные предприятия могли бы более эффективно использовать средства из местного бюджета и собственных средств, если бы проводили допорогови закупки (товары и услуги на сумму менее 200 тыс грн и работы - меньше 1500000 грн) через систему ProZorro.

Однако, например, в Ивано-Франковске ее для допороговых закупок не применяет ни коммунальное предприятие. Это может свидетельствовать о попытке оставить коррупционные возможности в закупках путем заключения прямых договоров.

Сделать работу КП прозрачной могли бы декларации об имуществе, доходах, расходах и финансовых обязательствах руководителей. Директора обязаны подавать их в отдел кадров, но эту информацию они, как правило, не обнародуют. Так, только пять руководителей львовских коммунальных предприятий обнародовали свои декларации.

Еще хуже дела в сегменте кадровых конкурсов. Узнать, кто, когда и на основе каких критериев набирает работников на руководящие должности в коммунальные предприятия, не может никто. Только при нескольких предприятиях созданы наблюдательные советы. Впрочем, в основном это только консультативные, совещательные органы, а не органы управления.

Руководителей городских коммунальных предприятий назначает мэр без конкурса, на основе собственных предпочтений. Критериями отбора часто одинаковы партийные билеты, дружба,  опыт организации коррупционных схем  или лояльность. Такой механизм назначения позволяет укреплять административную вертикаль мэрии.

Преимущественно ни депутаты, ни журналисты, ни общественность не имеют удобного доступа к информации и механизмов контроля за коммунальными предприятиями. Акты о выполнении работ и проектно-сметная документация - тоже с грифом "тайна фирмы", поэтому часто результаты работы предприятий заметны только на бумаге.

 

какой выход

Единственный шанс разорвать круговую поруку закрытости и коррупции - выбирать руководителей за конкурсами. Сейчас так действуют в Луцкой и Киевской городских советах.

Необходимо создавать действенные наблюдательные советы при предприятиях, привлекать к ним независимых профессионалов и депутатов. В частности, наблюдательные советы начали создавать Ивано-Франковская и Черновицкая горсовета, и только как совещательные органы.

Также важно определить перечень информации, которая должна обязательно публиковать на официальных сайтах. Это уже сделали Ивано-Франковский и Ровенский городские советы. Перечень информации должен быть широк: от контрактов руководителей предприятия к договорам подрядов, актов выполненных работ, детального финансового отчета.

Новым стандартом для городских советов должен стать независимый внешний аудит крупнейших коммунальных предприятий. Депутаты, журналисты и граждане должны иметь информацию о реальном положении дел на предприятиях общества.

В частности, Ивано-Франковский горсовет уже провела закупку такой услуги для крупнейшего предприятия через систему ProZorro.

Товары, услуги и работы даже на небольшие допорогови суммы должны закупаться через систему ProZorro. Это не только сэкономит средства, но и повысит эффективность их использования и улучшит качество выполненных работ.

 

вместо заключения

Фискальная децентрализация увеличила местные бюджеты и одновременно улучшила аппетиты муниципальных чиновников и местных депутатов. Закрытые инструменты административного ресурса - коммунальные предприятия - привлекают местных политиков, потому что там до сих пор можно легко и незаметно организовывать схемы хищения.

Ремонт дорог, питания детей в школах, благоустройство парков происходить и в дальнейшем. Однако какой будет эффективность оказания этих услуг, качество работ, а также уровень коррупции, зависит от реформы управления коммунальными предприятиями.

 

Иван Лукерья, эксперт Украинского независимого центра политических исследований, Тарас Случик, эксперт Института политического образования

Похожие публикации

Наверх